Новые санкции США, ЕС и Великобритании ко второй годовщине СВО
Уважаемые дамы и господа,
По прошествии двух лет с начала специальной военной операции, а также в вязи с иными политическими событиями, западными странами давно анонсировались и были синхронно введены новые санкции в отношении России. Мы подготовили обзор основных новых ограничительных мер трех ключевых юрисдикций, с которым предлагаем ознакомиться ниже.
США
23 февраля 2024 года со стороны США были введены санкции в отношении более чем 500 лиц. Как отмечается в пресс релизе Минфина США, это самое большое количество блокировок и санкций за прошедшие два года, введенных единовременно.
Так, в список SDN были включены лица, осуществляющие деятельность в финансовом секторе российской экономики (в частности, АО «НСПК» — оператор платежной системы «Мир»; банки «Авангард», «РостФинанс», «Модульбанк», «СПБ Банк»; инвестиционные компании и венчурные фонды «БСФ Капитал», «Эльбрус Капитал», «Орбита Капитал Партнерз»; финтех-компании «Фактор-ТС», «КриптоПро», «Валидата» и др.), а также компании в области военной промышленности, машиностроения, электроники, металлургии, горнодобывающей промышленности, логистики и иных областях (в частности, АО «СУЭК», ПАО «Мечел», ПАО «Совкомфлот»).
Кроме того, в связи с осуществлением поставок в Россию и содействием обходу ограничений блокирующие санкции были введены в отношении некоторых экспортеров и поставщиков из третьих стран (включая лиц из Китая, Сербии, Лихтенштейна, Германии и ОАЭ).
Отдельно следует выделить компании, связанные с особой экономической зоной Алабуга (Республика Татарстан), которые также попали под блокирующие ограничения (АО «ОЭЗ ППТ Алабуга», ООО «Альбатрос», ООО «Алабуга Девелопмент» и др.).
В рамках экспортного контроля в список Минторга США (Entity list) было добавлено более 90 лиц.
ЕС
ЕС ввел 13-ый пакет санкций против России, который предусматривает ряд блокирующих, гибридно-секторальных и экспортных ограничений.
Санкции затронули 194 лиц, среди которых АО «Авангард», АО «Регион», АО «МКБ «Искра», ПАО Завод «Красное Знамя», АО «Тульский Патронный Завод», АО «Совфрахт», ООО «Новелко», ПАО «Сатурн».
Еврокомиссия в своем пресс релизе от 23 февраля 2024 года также обращает особо внимание на введение ограничений в отношении компаний, осуществляющих поставки в Россию компонентов для беспилотных летательных аппаратов. Так, экспортные санкции затронули 27 российских компаний и компаний из третьих стран, связанных с российским военно-промышленным комплексом (включая Китай, Казахстан, Индию, Сербию, Таиланд, Шри-Ланку и Турцию).
Кроме того, пополнился перечень товаров, запрещенных к экспорту в Россию. В частности, в него были добавлены электрические трансформаторы, статические преобразователи, индукторы и алюминиевые конденсаторы, которые, помимо прочего, могут использоваться для производства беспилотных летательных аппаратов и применяться в системах связи для самолетов и судов.
Великобритания
Новые ограничительные меры со стороны Великобритании были анонсированы 22 февраля 2024 года: блокирующие санкции коснулись более 50 лиц, осуществляющих деятельность, в том числе, в сферах военно-промышленного комплекса, торговли алмазами и нефтью, электроники.
Среди физических лиц санкции были введены в отношении топ-менеджеров и членов исполнительных органов компаний Алроса, Новатэк, УГМК, Мечел, ОМК.
Между тем, санкции также затронули как ряд российских компаний (например, Авиакомпания «224-й летный отряд», «Арктик СПГ 2», Судоходная компания АЗИА, Челябинский кузнечно-прессовой завод, «Гидромаш»), так и иностранных компаний (зарегистрированных в Турции, Китае, ОАЭ, Швейцарии и на Маршалловых Островов).
Выводы
Введенные санкционные ограничения позволяют сделать ряд выводов:
{{1}} Исчерпание инструментария. Несмотря на громкие заявления со стороны иностранных должностных лиц, новые санкции фактически были сведены к расширению списка подсанкционных лиц (за небольшим исключением в ЕС). Каких-либо принципиально новых запретов или ограничительных мер западными регуляторами предложено не было.
{{2}} Усиление вторичных санкций. Наращивается активное применение механизма вторичных санкций за обход санкций и помощь подсанкционным лицам со стороны США. Также постепенно расширяется практика применения вторичных санкций и со стороны ЕС.
{{3}} Преследование за обход санкций. Усиление контроля санкционных регуляторов за соблюдением санкций прослеживается и в росте количества уголовных дел в связи с нарушением/обходом санкций. Можно выделить несколько примеров из последней практики: (1) В США расследуется уголовное дело в отношении граждан России и Канады по обвинению в незаконной поставке вооружения в Россию; (2) Окружной суд Роттердама признал российского гражданина виновным в обходе санкций ЕС за поставку в Россию товаров двойного назначения; (3) В Великобритании за обход антироссийских санкций был задержан экс-губернатор Севастополя.
29 февраля 2024
Дальнейшее развитие российского законодательства об альтернативных курительных изделиях
28 апреля 2023 года был принят новый закон о дополнительных ограничениях в отношении устройств для потребления никотинсодержащей продукции (“Устройства” и “Закон” соответственно). Закон вводит новые особенности торговли, касающиеся Устройств, их рекламы и производства, а также дополнительные ограничения на оборот никотинсодержащей продукции.
Закон предусматривает следующие ключевые изменения:
запрет розничной торговли Устройствами и их компонентами на ярмарках и выставках, дистанционным способом, через торговые автоматы или путем развозной и разносной торговли;
запрет на выпуск в обращение никотинсодержащей продукции с добавлением ароматизаторов и добавок, усиливающих никотиновую зависимость, в целях снижения привлекательности данной продукции для несовершеннолетних. Правительство Российской Федерации должно определить перечень таких ароматизаторов/добавок к 1 сентября 2023 года;
запрет на открытую демонстрацию устройств в торговых объектах, применение скидок любыми способами, в том числе через купоны;
на жидкости, не содержащие никотин, распространяется подавляющее большинство ограничений и требований, применимых к никотинсодержащей продукции;
Закон устанавливает минимальные цены на никотинсодержащую продукцию, которые должны применяться с 1 сентября 2023 года;
Закон также ограничивает рекламу, содержащую изображение, описание или эпизодическое упоминание Устройств и запрещает показывать ее детям младше 12 лет.
Следует отметить, что несколько лет назад уже был введен запрет на рекламу и продажу никотинсодержащей продукции через Интернет, были утверждены требования к максимальному содержанию никотина в жидкостях для испарителей и ряд других ограничений и требований. Однако эти нормативные изменения не коснулись самих Устройств. На данный момент аналогичные ограничения были введены и в отношении Устройств, и, таким образом, принятие Закона свидетельствует о продолжении тенденции к ограничению потребления табака и альтернативной курительной продукции. Разумно ожидать также развития и усиления правоприменительной практики в данном направлении.
Принимая во внимание вышесказанное, мы считаем целесообразным всем производителям, импортерам, дистрибьюторам и рекламораспространителей обеспечить соответствие новым требованиям и внимательно следить за дальнейшим развитием законодательства и практики в отношении никотинсодержащей продукции.
10 мая 2023