В 2023 году планируется ужесточение регулирования иностранных инвестиций в «стратегические» общества
Уважаемые дамы и господа!
29 декабря 2022 г. был опубликован Федеральный закон № 577, в соответствии с которым в ближайшее время будут внесены существенные изменения в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Нижеприведенные поправки вступят в силу 30 марта 2023 г.
Установлена обязанность подать ходатайство о согласовании установления контроля над стратегическим обществом в срок, не превышающий трех месяцев, если гражданин РФ, осуществляющий контроль, приобрел иное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, либо оформил выход из гражданства России, либо в отношении него было отменено решение о приеме в гражданство РФ.
Установлена обязанность уведомить ФАС России, если граждане РФ, не осуществляющие контроль, но владеющие более 5% стратегического общества, приобрели иное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, либо оформили выход из гражданства России, либо в отношении них было отменено решение о приеме в гражданство РФ.
Уточнено положение о то том, что 57-ФЗ не будет распространяться на сделки в случае, если контролирующими лицами приобретателя являются российские граждане, являющиеся российскими налоговыми резидентами (не имеющими иного гражданства), и сведения о бенефициарах и контролирующих лицах раскрыты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, даже если такие граждане не входят в группу лиц.
Согласование с Правительственной комиссией в соответствии с положениями 57-ФЗ будет также требоваться в случаях, когда хозяйственные общества, контролируемые иностранными инвесторами, обращаются с заявлениями:
О получении лицензии на осуществление стратегического вида деятельности, если такой вид деятельности подлежит обязательному лицензированию;
О получении свидетельства об аккредитации, необходимого для осуществления хотя бы одного из стратегических видов деятельности;
О получении документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению авиационной безопасности,требованиям федеральных авиационных правил, если для осуществления такой деятельности требуется получение указанного документа;
О переоформлении свидетельства об аккредитации или документа о соответствии в случае реорганизации юридического лица в формах преобразования, слияния или присоединения.
Ужесточено государственное регулирование инвестиций в сфере добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Определено, что если ФАС России после принятия ходатайства к рассмотрению установит, что информация, содержащаяся в документах, включенных в состав ходатайства, является недостоверной, либо если заявитель не представит имеющуюся у него дополнительно запрошенную уполномоченным органом информацию, ходатайство будет возвращено заявителю без рассмотрения.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если кто-то из Ваших коллег также хотел бы получать наши информационные письма, пожалуйста, направьте ему/ей ссылку на электронную форму подписки. Если Вы хотите больше узнать о нашей Практике Антимонопольного регулирования, пожалуйста, сообщите об этом в ответном письме - мы будем рады направить Вам наши материалы.
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Авторы данного письма не несут ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации
18 января 2023
Обзор российских контрсанкционных мер
В связи с введеными санкциями эксперты АЛРУД подготовили обзор российских контрсанкционных мер, которые были приняты в ответ на действия недружественных стран начиная с 24 февраля 2022 года.
В обзоре рассматриваются вопросы:
Российских контрсанкционных мер
Ответственности
Перспектив для иностранного бизнеса
Последних тенденций в судебной и арбитражной практике
Допущений и ограничений
Обзор обновляется на постоянной основе. С материалом (на английском яз.) можно ознакомиться по ссылке.
Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.
Практика: Антикризисное управление, экономические санкции и комплаенс
Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
21 июля 2022
Специалисты Антимонопольной практики стали авторами главы о России Global Legal Insights – Merger Control 2021
Издательство Global Legal Insights, которое специализируется на практических информационных справочниках для юристов, опубликовало обширное исследование о порядке и особенностях согласования сделок экономической концентрации.
Ведущие юридические фирмы из 18 стран мира предоставили свои обзоры в этой сфере для издания Global Legal Insights –Merger Control 2021. Обзор по России был подготовлен представителями Антимонопольной практики АЛРУД: Германом Захаровым, партнером АЛРУД, Даниилом Лозовским, старшим юристом АЛРУД и Ольгой Гороховой, младшим юристом АЛРУД.
Эксперты проанализировали процедуру согласования сделок экономической концентрации между государственными органами Российской Федерации, отметили особенности в ходе процесса рассмотрения сделок в ФАС России за последние 12 месяцев во время действующих ограничений из-за пандемии COVID-19, а также рассказали об ожидаемых изменениях российского законодательства в сфере согласования сделок.
С полным текстом обзора можно ознакомиться здесь.
07 июля 2021
Эксперты АЛРУД занимают лидирующие позиции в рейтинге Best Lawyers
Best Lawyers – один из наиболее авторитетных международных юридических рейтингов – опубликовал результаты исследования юридического рынка России 2021. Рейтинг основан на оценках признанных на мировом уровне игроков рынка.
АЛРУД не первый раз занимает лидерские позиции по ключевым практикам и в этом году нашим специалистам удалось расширить свое присутствие в рейтинге.
Максим Алексеев, Старший партнер, лауреат рейтинга Lawyer of the Year 2021 в области Административного регулирования бизнеса.
Второй год подряд команда Трудовой практики приносит АЛРУД звание Law Firm of the Year Russia 2021. В этом году Ирина Анюхина, Партнер и Руководитель Трудовой практики, становится лауреатом Lawyer of the Year 2021 в области Трудового права.
Best Lawyers рекомендует экспертов АЛРУД в следующих областях права:
Антимонопольное право – Василий Рудомино, Старший партнер, Герман Захаров, Партнер, Руслана Каримова и Ксения Тархова, Старшие консультанты, Роман Ведерников, Консультант
Арбитраж и медиация – Василий Рудомино, Старший партнер, Магомед Гасанов и Сергей Петрачков, Партнеры, и Дмитрий Купцов, Старший консультант
Банковское и финансовое право – Александр Рымко, Партнер
Безопасность и защита данных – Ирина Анюхина, Партнер
Банкротство и реструктуризация – Василий Рудомино, Старший партнер, Сергей Петрачков и Александр Жарский, Партнеры
Градостроительное право - Ирина Анюхина, Партнер и Станислав Веселов, Старший консультант
Инвестиции – Василий Рудомино, Старший партнер
Интеллектуальная собственность – Ирина Анюхина и Мария Осташенко, Партнеры, Илья Ходаков, Консультант
Информационные технологии – Ирина Анюхина, Мария Осташенко и Антон Джуплин, Партнеры, Ксения Ерохина, Старший консультант
Корпоративное право – Максим Алексеев и Василий Рудомино, Старшие партнеры, Александр Жарский, Партнер, Ольга Пиманова и Олег Ежов, Советники, Сергей Ханаев, Старший консультант, Дмитрий Пашков и Александр Клещев, Консультанты
Корпоративное управление и комплаенс - Алла Азмуханова, Консультант
Медиаправо – Ирина Анюхина и Мария Осташенко, Партнеры
Налоговое право – Максим Алексеев, Старший партнер, Елена Новикова, Советник, Сергей Артемьев, Консультант
Недвижимость – Александр Жарский и Ирина Анюхина, Партнеры, Алексей Калинкин, Консультант
Регуляторная практика – Максим Алексеев, Старший партнер, и Дина Кравченко, Консультант
Рынки капиталов – Василий Рудомино, Старший партнер, и Александр Жарский, Партнер
Слияния и поглощения – Максим Алексеев и Василий Рудомино, Старшие партнеры, Андрей Жарский и Александр Жарский, Партнеры, Тимур Ахундов, Старший консультант
Судебные споры – Василий Рудомино, Старший партнер, Магомед Гасанов и Сергей Петрачков, Партнеры, Борис Остроухов, Старший консультант, Денис Беккер, Консультант
Телекоммуникации – Ирина Анюхина и Мария Осташенко, Партнеры
Технологии – Антон Джуплин, Партнер
Трасты и имущественное планирование – Кира Егорова, Советник, и Екатерина Васина, Старший консультант
Трудовое право – Василий Рудомино, Старший партнер, Ирина Анюхина, Партнер, Ольга Пиманова, Советник, Маргарита Егиазарова и Анастасия Петрова, Старшие консультанты
Уголовное право – Александр Михайлов, Консультант
04 июня 2020
AIPN и Юридическая фирма АЛРУД провели семинар по применению законодательства о стратегических инвестициях в нефтегазовые проекты
Международная некоммерческая Ассоциация специалистов по переговорам в нефтегазовой отрасли AIPN (Association of International Petroleum Negotiators) и Юридическая фирма АЛРУД проверили семинар, посвященный актуальным вопросам применения Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в отношении сделок и проектов в нефтегазовой отрасли России.
В семинаре приняли участие Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, старший партнер АДРУД Василий Рудомино, партнеры АДРУД Герман Захаров и Андрей Жарский, старший консультант АЛРУД Руслана Каримова, а также другие представители юридического сообщества и руководители правовых служб крупных российских и иностранных нефтегазовых компаний.
В ходе семинара Андрей Цыганов рассказал о подходах ФАС России к согласованию сделок с иностранными инвестициями. Замглавы антимонопольной службы разъяснил правовые основы согласования сделок, рассматриваемых ФАС России, и подробнее остановился на механизмах контроля иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества. Он сообщил, что Законом о стратегических инвестициях установлены некоторые ограничения для иностранных инвесторов, последствия и санкции за несоблюдение его требований, а также детально описана процедура принятия решений по итогам рассмотрения сделок. Андрей Цыганов также подробно разъяснил процедуру рассмотрения ФАС России ходатайств и уведомлений, и сообщил о статистике рассмотрения ходатайств о согласовании сделок в отношении стратегических обществ, поступивших в ФАС России с 2008 года по настоящее время. Кроме того, представитель ФАС России подробно остановился на сделках в сфере нефтегазовой отрасли, рассмотренных Правительственной комиссией за последние 10 лет, а также представил статистические данные об объемах иностранных инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых в России. В завершение своего выступления замглавы ФАС России сообщил о планируемом выпуске второго дополненного издания Комментария к Закону о стратегических инвестициях.
Во второй части семинара эксперты АЛРУД и участники семинара провели дискуссию и обсудили наиболее сложные и противоречивые вопросы применения законодательства о стратегических инвестициях, с которыми сталкиваются компании нефтегазовой отрасли при проведении сделок по слиянию и поглощению или создании совместных предприятий в России, а также способы решения ряда проблемных вопросов в этой области. В частности, эксперты обсудили критерии отнесения российских обществ к стратегическим, сложные ситуации возникновения прав контроля иностранного инвестора в отношении «стратегов-недропользователей», а также процедурные вопросы раскрытия информации о бенефициарах иностранного инвестора.
Для всех членов AIPN и других представителей бизнеса очень важно понимать четкие «правила игры» при планировании сделок в нефтегазовой отрасли, поэтому мы благодарны антимонопольной службе за ее открытость и готовность вступать в прямой диалог с бизнесом даже по самым сложным вопросам регулирования,
отметил после семинара модератор сессии, партнер АЛРУД Герман Захаров
Высокий интерес нефтегазового бизнеса к теме инвестиций в стратегические компании свидетельствует о необходимости дальнейшего диалога между бизнесом и регулятором и разъяснения проблемных вопросов, которые до сих пор часто возникают на практике в ходе планирования подобных сделок. Имея значительный опыт консультирования частных и государственных инвесторов в области стратегических инвестиций (таких как, China Gold, CEFC China Energy и других), специалисты практики Антимонопольного регулирования и практики Энергетики, Природных ресурсов и Инфраструктуры АЛРУД готовы оказать полномасштабную поддержку клиентам по всем сложным вопросам планирования и согласования стратегических инвестиций в России.
13 февраля 2020
Специалисты Антимонопольной практики подготовили главу о России для книги Kartell Compliance
Василий Рудомино, старший партнер, Герман Захаров, партнер, Роман Ведерников, консультант, и Даниил Лозовский, юрист, подготовили главу о России для книги «Kartell Compliance», которая была выпущена немецким издательством CF Müller, специализирующимся на профессиональной литературе для юристов.
Авторы сделали обзор действующего российского антимонопольного законодательства в сфере противодействия антиконкурентным соглашениям, описали меры ответственности и процедуру расследования при его нарушении, а также рассказали о нюансах комплаенса.
Подробнее о книге можно узнать здесь.
20 января 2020
Принят Закон о предустановке российских приложений на устройства
Информируем Вас, что 02 декабря 2019 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в Закон о защите прав потребителей, который введет в российское законодательство концепцию предустановки российских приложений. Отмечается, что принятие указанного закона обусловлено тем, что законодательство должно отвечать требованиям защиты интересов граждан в условиях развития современных технологий, способствуя наиболее эффективному развитию рынка. Данный закон вступит в силу уже 01 июля 2020 г.
Первоначальная концепция о предустановке российских приложений была разработана ФАС России в связи с громкими расследованиями антимонопольных нарушений таких IT гигантов как Google и Microsoft, в ходе которых была выявлена возможность международных разработчиков программ получать неконкурентное преимущество на высокотехнологичном рынке за счет предустановки собственных приложений и ограничения таким образом доступа на рынок отечественным разработчикам.
Данная концепция была основана на Дорожной карте по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг., согласно которой должны быть созданы условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования.
Содержание закона
Согласно тексту закона при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ (в частности, смартфонов, компьютеров, телевизоров с функцией «Смарт-ТВ»), производитель обязывается предустанавливать ряд российских программ для данных устройств.
Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, закон направлен на предустановку дополнительных приложений и программ, ориентированных на российских пользователей, а также на обеспечение защиты интересов российских интернет-компаний, что позволит уменьшить количество злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний, работающих в сфере информационных технологий.
Перечень устройств, при продаже которых необходимо будет соблюдать данные требования, а также перечень программного обеспечения, которое допускается устанавливать, будет утверждаться Правительством России.
Для обеспечения соблюдения указанных требований на настоящий момент Государственной Думой также рассматривается законопроект, которым также предлагается внести правки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному законопроекту продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ с нарушением требований о предустановке российских приложений повлечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей для должностных лиц и в размере от 50 000 до 200 000 рублей для юридических лиц.
Основные категории предустанавливаемых приложений
Текст закона не содержит прямого указания на какие-либо категории товаров, на которые направлен указанный закон, в то же время согласно первоначальной концепции предустановки российских приложений, предложенной ФАС России в альтернативном законопроекте, следующие категории программ были отнесены к подлежащим предустановке:
Антивирусные программы;
Поисковые системы;
Навигационные системы;
Почтовые сервисы и социальные сети.
Кроме того, в рамках независимых экспертных заключений выделяются следующие категории приложений, в отношении которых отечественные разработчики могут составить конкуренцию иностранным программам, и, как следствие, которые потенциально могут подлежать предустановке:
Мобильные приложения: поисковые системы, почта, облачные сервисы, карты, социальные сети, редакторы документов, антивирусные приложения, музыкальные сервисы и «Цифровое ТВ»;
Приложения для ПК: поисковые системы, облачные сервисы, карты, музыкальные сервисы, редакторы документов и «Цифровое ТВ».
Наши рекомендации
Рассматриваемый закон существенно изменит условия функционирования рынков, создав отечественным разработчикам дополнительные преимущества для осуществления их деятельности на территории России.
В свою очередь, производителям технически сложных товаров необходимо будет осуществлять регулярный мониторинг утвержденного перечня устройств и программ, в отношении которых будут действовать требования о предустановке. Дополнительно может потребоваться оценка и обеспечение технической возможности осуществления предустановки альтернативных программ отечественных разработчиков.
В то же время, на настоящий момент не до конца ясно, каким образом будет осуществляться контроль за соблюдением требований о предустановке приложений. Представляется, что существует риск привлечения производителей технически сложных товаров к ответственности за нарушение требований о предустановке приложений при реализации товаров, выпущенных в продажу до вступления указанного закона в силу или до внесения соответствующего устройства или программного обеспечения в перечень, утверждаемый Правительством России. Ожидается, что будет введен некоторый переходный период, в течение которого деятельность разработчиков должна быть приведена в соответствие с новыми правилами на территории России.
Кроме того, Правительство России также должно внести ясность касательно перечня устройств и программного обеспечения, допустимого к установке.
Между тем, несмотря на то, что закон еще не вступил в силу, следует учитывать его положения уже сейчас для того, чтобы впоследствии оперативно адаптироваться к новым требованиям законодательства.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.
Индустрия: Телекоммуникации, медиа и технологии
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
03 декабря 2019