Герман Захаров

Герман Захаров

Партнер
Герман Захаров
Телефон
+7 495 234 96 92

Chambers Europe

Благодаря предыдущему опыту работы в ФАС, Герман отлично разбирается в законодательстве и в вопросах расследования антимонопольных дел.

Биография
Проекты
Публикации и инсайты
Рейтинги и награды

Герман Захаров, Партнер, входит в состав Практик Антимонопольное регулирование, Правовое регулирование стратегических инвестиций и Уголовное право, комплаенс и расследования.

Герман является рекомендованным экспертом в сфере антимонопольного регулирования, оказывает юридическую поддержку компаниям по широкому кругу вопросов антимонопольного законодательства: согласование с ФАС России крупных сделок экономической концентрации, расследование картелей, консультирование по дистрибьюторским договорам и анализ коммерческих соглашений на соответствие требованиям антимонопольного законодательства. Герман представляет интересы компаний при проверках в ФАС России и ее территориальных подразделениях, а также в судах различных инстанций.

В рамках практики Уголовное право, комплаенс и расследования Герман оказывает правовую поддержку компаниям по вопросам соблюдения действующего уголовного и антикоррупционного законодательства, оказывает содействие при разработке и подготовке внутренних политик и комплайенс-процедур.

Герман работает с международными и российскими компаниями в различных сферах, включая здравоохранение, энергетики и природных ресурсов, медиа и телекоммуникации, IT, товары народного потребления и розничную торговлю.

Герман присоединился к АЛРУД в мае 2010 года в качестве юриста. До прихода в компанию Герман работал в Центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы, где в ходе работы принимал участие в рассмотрении ходатайств и уведомлений, подготовке изменений в антимонопольное и отраслевое законодательства, рассмотрении дел о нарушении законодательства о защите конкуренции, а также проверках хозяйствующих субъектов в различных отраслях экономики.

Герман великолепный юрист, ответственный и дает практические рекомендации с коммерческой точки зрения. Основываясь на свой опыт, он доступно излагает все возможности и риски, чтобы клиенты могли принимать обоснованные решения. Chambers Europe

Герман с отличием окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, а также проходил обучение на программах «Экономика в антимонопольном регулировании» и «Европейское антимонопольное право» в Королевском колледже Лондона (King’s College London).

Герман является членом Ассоциации антимонопольных экспертов, членом Экспертного совета ФАС России по поддержке малого и среднего предпринимательства, а также членом Евразийского альянса антимонопольных экспертов. Является членом Американской ассоциации юристов (the ABA) и Международной ассоциации юристов (the IBA).

Включают консультирование и представление интересов:

Siemens AG

в рамках согласования в России глобальной сделки стоимостью 15 миллиардов евро c Alstom, ведущим французским производителем железнодорожного подвижного состава.

Bayer AG

в ФАС России в связи со сделкой, направленной на приобретение Monsanto Company, публичной американской транснациональной агрохимической и сельскохозяйственной биотехнологической корпорации.

Samsung

в рамках внеплановой проверки ФАС России и дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в координации экономической деятельности реселлеров.

Вымпелком

в ФАС России во время расследования по обвинению в сговоре на рынке смартфонов и законодательству об иностранных инвестициях в стратегические отрасли.

Nabors Industries Ltd.

по двум взаимосвязанным искам против ФАС России, оспаривающих решения антимонопольного регулятора и имеющих целью разрешение проблемных вопросов в связи с применением законодательства о стратегических инвестициях.

Uber International Inc.

в процессе согласования сделки по созданию совместного бизнеса на территории России с Yandex NV.

Praxair Inc.

в ходе её объединения с Linde AG. Это слияние приведет к созданию крупнейшего в мире производителя промышленных газов с капитализацией более $75 млрд.

Shire plc

в ФАС России в процессе согласования сделки по приобретению контроля над компанией Baxalta GmbH.

Diebold Inc

в ФАС России в процессе согласования сделки по приобретению контроля над компанией Wincor-Nixdorf AG.

Dell

касательно согласования с ФАС сделки по приобретению компании EMC Corporation.

Maersk Line

во время картельного расследования ФАС России и последующего антимонопольного спора в суде.

Крупного сетевого ритейлера

в связи с расследованием, инициированным российским антимонопольным органом по признакам нарушения компанией требований антимонопольного законодательства и законодательства о торговле.

Крупной международной компании

в отношении применимости Закона США о коррупционной деятельности за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act) в России и проведения внутреннего расследования.

Крупного международного патентообладателя

по вопросам уголовной ответственности за нарушение условий использования патента.

Новые санкции США, ЕС и Великобритании ко второй годовщине СВО
Уважаемые дамы и господа, По прошествии двух лет с начала специальной военной операции, а также в вязи с иными политическими событиями, западными странами давно анонсировались и были синхронно введены новые санкции в отношении России. Мы подготовили обзор основных новых ограничительных мер трех ключевых юрисдикций, с которым предлагаем ознакомиться ниже. США 23 февраля 2024 года со стороны США были введены санкции в отношении более чем 500 лиц. Как отмечается в пресс релизе Минфина США, это самое большое количество блокировок и санкций за прошедшие два года, введенных единовременно. Так, в список SDN были включены лица, осуществляющие деятельность в финансовом секторе российской экономики (в частности, АО «НСПК» — оператор платежной системы «Мир»; банки «Авангард», «РостФинанс», «Модульбанк», «СПБ Банк»; инвестиционные компании и венчурные фонды «БСФ Капитал», «Эльбрус Капитал», «Орбита Капитал Партнерз»; финтех-компании «Фактор-ТС», «КриптоПро», «Валидата» и др.), а также компании в области военной промышленности, машиностроения, электроники, металлургии, горнодобывающей промышленности, логистики и иных областях (в частности, АО «СУЭК», ПАО «Мечел», ПАО «Совкомфлот»). Кроме того, в связи с осуществлением поставок в Россию и содействием обходу ограничений блокирующие санкции были введены в отношении некоторых экспортеров и поставщиков из третьих стран (включая лиц из Китая, Сербии, Лихтенштейна, Германии и ОАЭ). Отдельно следует выделить компании, связанные с особой экономической зоной Алабуга (Республика Татарстан), которые также попали под блокирующие ограничения (АО «ОЭЗ ППТ Алабуга», ООО «Альбатрос», ООО «Алабуга Девелопмент» и др.). В рамках экспортного контроля в список Минторга США (Entity list) было добавлено более 90 лиц. ЕС ЕС ввел 13-ый пакет санкций против России, который предусматривает ряд блокирующих, гибридно-секторальных и экспортных ограничений. Санкции затронули 194 лиц, среди которых АО «Авангард», АО «Регион», АО «МКБ «Искра», ПАО Завод «Красное Знамя», АО «Тульский Патронный Завод», АО «Совфрахт», ООО «Новелко», ПАО «Сатурн». Еврокомиссия в своем пресс релизе от 23 февраля 2024 года также обращает особо внимание на введение ограничений в отношении компаний, осуществляющих поставки в Россию компонентов для беспилотных летательных аппаратов. Так, экспортные санкции затронули 27 российских компаний и компаний из третьих стран, связанных с российским военно-промышленным комплексом (включая Китай, Казахстан, Индию, Сербию, Таиланд, Шри-Ланку и Турцию). Кроме того, пополнился перечень товаров, запрещенных к экспорту в Россию. В частности, в него были добавлены электрические трансформаторы, статические преобразователи, индукторы и алюминиевые конденсаторы, которые, помимо прочего, могут использоваться для производства беспилотных летательных аппаратов и применяться в системах связи для самолетов и судов. Великобритания Новые ограничительные меры со стороны Великобритании были анонсированы 22 февраля 2024 года: блокирующие санкции коснулись более 50 лиц, осуществляющих деятельность, в том числе, в сферах военно-промышленного комплекса, торговли алмазами и нефтью, электроники. Среди физических лиц санкции были введены в отношении топ-менеджеров и членов исполнительных органов компаний Алроса, Новатэк, УГМК, Мечел, ОМК. Между тем, санкции также затронули как ряд российских компаний (например, Авиакомпания «224-й летный отряд», «Арктик СПГ 2», Судоходная компания АЗИА, Челябинский кузнечно-прессовой завод, «Гидромаш»), так и иностранных компаний (зарегистрированных в Турции, Китае, ОАЭ, Швейцарии и на Маршалловых Островов). Выводы Введенные санкционные ограничения позволяют сделать ряд выводов: {{1}} Исчерпание инструментария. Несмотря на громкие заявления со стороны иностранных должностных лиц, новые санкции фактически были сведены к расширению списка подсанкционных лиц (за небольшим исключением в ЕС). Каких-либо принципиально новых запретов или ограничительных мер западными регуляторами предложено не было. {{2}} Усиление вторичных санкций. Наращивается активное применение механизма вторичных санкций за обход санкций и помощь подсанкционным лицам со стороны США. Также постепенно расширяется практика применения вторичных санкций и со стороны ЕС. {{3}} Преследование за обход санкций. Усиление контроля санкционных регуляторов за соблюдением санкций прослеживается и в росте количества уголовных дел в связи с нарушением/обходом санкций. Можно выделить несколько примеров из последней практики: (1) В США расследуется уголовное дело в отношении граждан России и Канады по обвинению в незаконной поставке вооружения в Россию; (2) Окружной суд Роттердама признал российского гражданина виновным в обходе санкций ЕС за поставку в Россию товаров двойного назначения; (3) В Великобритании за обход антироссийских санкций был задержан экс-губернатор Севастополя.
29 февраля 2024
Контрсанкции, иностранные инвестиции и антимонопольное регулирование: обзор итогов 2023
2023 год ознаменовался дальнейшим усилением контроля в отношении сделок по продаже российских активов, принадлежащих иностранным «недружественным» лицам, а также в отношении российских стратегических предприятий. В сфере антимонопольного регулирования спустя несколько лет обсуждений и доработок был принят пятый антимонопольный пакет, а также завершилось рассмотрение ряда прецедентных дел. Более подробно о ключевых событиях и итогах 2023 года читайте в нашем обзоре. 1. Контрсанкции Процедура получения разрешений подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее – «Подкомиссия») осуществление сделок (операций) в рамках контрсанкционных Указов стала более понятной: порядок рассмотрения стал более прозрачным, были установлены критерии согласования, соблюдение которых необходимо для получения положительного решения. При принятии решений по сделкам (операциям) особое внимание уделяется вопросам финансирования в контексте влияния на волатильность внутреннего валютного рынка, а также кандидатуре покупателя. При этом необходимо, чтобы продаваемый бизнес смог впоследствии успешно функционировать и развиваться. 2. Контроль со стороны Президента РФ За 2023 год Президентом РФ было принято 34 распоряжения с разрешением на осуществление сделок (операций) в порядке Указа от 05 августа 2022 г. № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Приобретаемые активы в основном связаны с ТЭК и нефтегазовым сектором. В отношении крупных российских активов иностранных «недружественных» лиц, имеющих значительное влияние на российскую экономику в соответствующих сферах, активно применялся инструмент по введению режима внешнего управления, устанавливаемого Президентом РФ. Данный механизм был введен в качестве меры в ответ на незаконные лишение или ограничение права собственности российских лиц «недружественными» государствами. 3. Иностранные инвестиции в стратегические предприятия В результате внесения поправок в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» иностранными инвесторами теперь признаются российские граждане, которые получили вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. В настоящее время такое лицо также обязано подать ходатайство о согласовании установления контроля над стратегическим обществом. Кроме того, были уточнены последствия совершения сделок без соблюдения требований законодательства о стратегических инвестициях. При наличии у сторон сделки умысла акции (доли) или имущество стратегического предприятия, а также приобретенные в результате такой сделки доходы, могут быть взысканы в доход РФ. 4. Споры и расследования ФАС России В 2023 году завершилось рассмотрение и оспаривание ряда прецедентных антимонопольных дел, заслуживающих внимания. В частности, к ответственности за заключение картеля на торгах были привлечены строительные компании (дело Кошелев-проект), входящие в одну группу лиц. Компании оспаривали данное решение антимонопольного органа со ссылкой на наличие фактического контроля. Однако суды не приняли данный довод, исключив применение иммунитета контроля для участников картельного соглашения. Кроме того, суды поддержали решение антимонопольной службы о признании крупных металлургических компаний виновными в установлении монопольно высоких цен на рынке плоского металлопроката. 5. Изменения в антимонопольном законодательстве В целях совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и предупреждения и пресечения монополизации цифровых рынков был принят пятый антимонопольный пакет. В частности, пятый антимонопольный пакет ввел определение «сетевых эффектов», расширил запреты монополистической деятельности на цифровых рынках, при наличии определенных условий, установил новые пороговые критерии для согласования сделок, расширил институт экспертизы, ввел новые механизмы при согласовании сделок.
06 февраля 2024
Снятие корпоративной вуали в России – суды стали возлагать ответственность иностранных компаний на их дочерние общества
Практика Разрешения споров АЛРУД информирует вас о ключевых решениях российских судов по спорам, связанным с неисполнением иностранными компаниями своих обязательств после введения антироссийских санкций, ограничивающих или запрещающих исполнение обязательств. 17 октября 2023 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск ПАО «Совкомбанк» о солидарном взыскании с американского банка Citibank N.A. и АО КБ «Ситибанк» убытков в размере 24 миллиона долларов США1. 21 декабря 2023 г. указанное решение было оставлено без изменения апелляционным судом. Как следует из решения, в 2017 году Citibank N.A. и ПАО «Совкомбанк» заключили Генеральное соглашение для целей последующего заключения сделок. В соответствии с соглашением стороны заключили различные типы сделок, и в результате проведенного зачета встречных требований у Citibank N.A. возникла задолженность перед ПАО «Совкомбанк». Citibank N.A. признал указанную задолженность и проинформировал ПАО «Совкомбанк» о том, что указанные денежные средства будут зачислены на заблокированный счет ввиду санкционных ограничений. Соответственно, ПАО «Совкомбанк» не получило денежные средства. В этой связи ПАО «Совкомбанк» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы на основании ст. 248.1 АПК РФ, утверждая, что Citibank N.A. не исполнил свои обязательства, а также требуя взыскать долг с АО КБ «Ситибанк» как с компании, входящей в группу CITIBANK, несмотря на то, что между АО КБ «Ситибанк» и ПАО «Совкомбанк» никакие соглашения не заключались. Рассмотрев дело, суд установил, что Citibank N.A. нарушил свое обязательство и злоупотребил правом, поскольку, следуя антироссийским санкциям, перечислил денежные средства на заблокированный банковский счет, не предприняв попытки исполнить обязательство альтернативным способом, что означает, что со стороны Citibank N.A. имело место причинение вреда, а не нарушение договорного обязательства. Следовательно, Citibank N.A. и АО КБ «Ситибанк» подлежат привлечению к ответственности солидарно, поскольку они совместно причинили вред. Как указано в решении, Citibank N.A. и АО КБ «Ситибанк» должны были предпринять действия, направленные на адаптацию отношений с ПАО «Совкомбанк» под изменившееся регулирование в иностранных правопорядках и своевременное исполнение обязательств перед ПАО «Совкомбанк» (например, перевести исполнение обязательства на АО КБ «Ситибанк», на которое не распространяются антироссийские санкции). Отсутствие таких действий свидетельствует о том, что Citibank N.A. и КБ «Ситибанк» намеревались присвоить денежные средства. Следовательно, несмотря на то, что стороной соглашения был только Citibank N.A. и Citibank N.A. и АО КБ «Ситибанк» являются самостоятельными юридическими лицами, они несут ответственность за причинение убытков солидарно как единый хозяйствующий субъект – группа CITIBANK. Аналогичный подход был воспринят российскими судами при рассмотрении дела по иску ОАО «РЖД» к Siemens2, а также по иску иного российского банка к иностранному банку и его дочернему обществу в России (дело было рассмотрено в закрытом судебном заседании). Изложенное свидетельствует о том, что российские суды не только признают соблюдение антироссийских санкций злоупотреблением правом и нарушением публичного порядка, но и стремятся возложить ответственность иностранных компаний за нарушение их обязательств перед российскими контрагентами на их российские дочерние общества, которые не являются сторонами рассматриваемых отношений. Дело № А40-167352/23 Дело № А40-195006/22
27 декабря 2023
Санкции в отношении России: новые ограничения в рамках 12-го санкционного пакета Европейского союза
18 декабря 2023 года вступил в силу 12-й санкционный пакет Евросоюза в отношении России. Ниже Вы можете найти информацию о ключевых, на наш взгляд, изменениях в санкционном регулировании: {{1.}} Новые основания для введения индивидуальных санкций Перечень оснований для введения индивидуальных санкций был расширен новым критерием. Под риском индивидуальных санкций теперь находятся лица, извлекающие выгоду из «принудительной передачи» прав владения и контроля над российскими дочерними организациями европейских лиц. Речь идет о т.н. «временном управлении» (и схожих механизмах), практика которого наблюдается в течение 2023 года через принятие ряда указов Президента и постановлений Правительства. В список индивидуальных санкций по данному основанию могут попасть новые собственники и новый менеджмент компании, а также сами такие компании. {{2.}} Запрет на предоставление программного обеспечения, связанного с управлением предприятием и промышленными процессами Под запрет попало программное обеспечение, ориентированное на планирование ресурсов предприятия (ERP), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), бизнес аналитику (BI), управление цепочками поставок (SCM), хранилище данных предприятия (EDW), управление техническим обслуживанием (CMMS), управление проектами, управление жизненным циклом продукта (PLM), а также любые связанные с таким ПО компоненты. Предоставлен переходный период до 20 марта 2024 года на завершение правоотношений по уже заключенным договорам, а дочерним обществам европейских и западных компаний в России предоставлено право пользоваться таким ПО до 20 июня 2024. {{3.}} Запрет на импорт российских алмазов Вводится запрет на импорт непромышленных алмазов добытых, произведенных или обработанных в России, а также алмазов, поставляющихся из/через Россию (включая транзит) независимо от страны их происхождения. Запрет охватывает необработанные алмазы, обработанные алмазы (бриллианты) и ювелирные изделия и вступает в силу поэтапно: {{(i)}} C 1 января 2024 года запрет будет установлен на импорт алмазов, бриллиантов и ювелирной продукции российского происхождения; {{(ii)}} С 1 марта 2024 года запрет будет расширен на бриллианты более 1 карата, обработанные в третьих странах, но с алмазом российского происхождения; {{(iii)}} C 1 сентября 2024 года запрет вступает в полную силу. Поэтапное введение ограничений связано с планами Евросоюза по изменению текущей системы отслеживания происхождения алмазов и совершенствованию контроля. NB! Во избежание сомнений запрет не распространяется на провоз ювелирных украшений физических лиц в личных целях. {{4.}} Новые ограничения на импорт и экспорт ряда продукции Импортные ограничения в этот раз получили сравнительно небольшое развитие – в Евросоюз теперь запрещен импорт сжиженных нефтяных газов (бутан, пропан и производные) и ряда металлической продукции. Новые экспортные ограничения коснулись дополнений в перечень технологий и товаров «двойного назначения», литиевых батарей, некоторых химикатов и технологий, задействованных в военной промышленности. {{5.}} Оговорка «Без России» Евросоюз обязал компании, занимающиеся экспортом ряда чувствительных товаров, запрещенных к экспорту в Россию, включать в экспортные контракты оговорку о запрете последующего экспорта товаров в Россию. Полагаем, что данная мера нацелена на дальнейшее ужесточение контроля за обходом санкций и ведет к увеличению юридических рисков компаний-посредников. {{6.}} Уведомление об операциях европейских компаний с российским участием более 40% Для таких компаний начиная с 1 мая 2024 года установлена обязанность ежеквартально уведомлять регулятор об операциях и сделках по выводу средств за пределы ЕС в размере более 100 000 Евро. Начиная с 1 июля 2024 года аналогичную информацию об операциях таких компаний органам ЕС будут предоставлять также банки (т.е. регулятор сможет сверять информацию). Таким образом, всем российским лицам/компаниям, у которых есть дочерние общества (совместные предприятия) в ЕС стоит учитывать данную грядущую обязанность и подготовиться к ней. {{7.}} Расширение списка лиц, находящихся под индивидуальными санкциями Список пополнился новыми лицами, среди которых: Росфинмониторинг, группа «АльфаСтрахование», особая экономическая зона «Алабуга», Илья Медведев и другие. Всего список пополнился 86 юридическими и 61 физическими лицами. Выводы Мы видим, что принятие каждого последующего пакета становится для ЕС все сложнее и требует все большего времени (12й пакет обсуждался в ЕС еще с середины 2023), ввиду огромного массива уже существующих ограничений. В текущем пакете, помимо запрета на импорт российских алмазов, который, несомненно, существенно повлияет на весь мировой оборот, мы наблюдаем довольно гибкое реагирование Евросоюза на основные тенденции санкционных нарушений в 2023 году, которые связаны с ре-экспортом запрещенных товаров в Россию. Кроме того, Евросоюз обозначил свою официальную позицию в отношении компаний под «временным управлением», несмотря на сохраняющееся право собственности европейских компаний на доли/акции.
21 декабря 2023
Принято решение смягчить условия выплаты дивидендов иностранцам
23 августа 2023 г. опубликована выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 09 августа 2023 г. № 182/5 («Протокол №182/5»). Указанный Протокол № 182/5 свидетельствует о том, что Минфин России и Банк России приняли решение о смягчении ранее установленных ограничений выплаты дивидендов иностранцам, инвестирующим в российскую экономику. По условиям Протокола № 182/5 выплата дивидендов (прибыли) иностранным лицам может осуществляться без ограничений, но ее объем не должен превышать размера инвестиций в Россию. Кроме того, среди условий выплаты дивидендов предусмотрено инвестирование иностранных кредиторов в российскую экономику начиная с 01 апреля 2023 г., включая расширение объема производства в России и развитие новых технологий. Ранее объем выплаты дивидендов не мог превышать 50% от общего размера чистой прибыли предыдущего года при условии выполнения поставленных KPI. С выпиской из Протокола № 182/5 можно ознакомиться на сайте Минфина России.
24 августа 2023
Принят «Пятый антимонопольный пакет»
Информируем вас о том, что 10 июля 2023 года был принят Закон № 301-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – «Закон», «Пятый антимонопольный пакет»). Закон вступает в силу с 01 сентября 2023 года. Пятый антимонопольный пакет разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики, а также в целях предупреждения и пресечения монополизации цифровых рынков. Проанализируем ключевые нововведения. <> <>«Сетевые эффекты» и «цифровые платформы»<> Пятый антимонопольный пакет ввел определение «сетевых эффектов», а именно свойства товарного рынка, при котором потребительская ценность программы для ЭВМ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров («цифровая платформа»), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей. Иными словами, чем больше покупателей и продавцов используют определенную программу для осуществления сделок, тем сильнее влияние ее правообладателя на рынке товаров, связанных с этой программой. Введение указанных определений необходимо для проведения полноценного анализа состояния конкуренции на цифровых рынках для установления хозяйствующих субъектов, в отношении которых будут применяться новые механизмы контроля. <> <> <>Предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, владеющих цифровой платформой<> Пятый антимонопольный пакет вводит запреты монополистической деятельности на цифровых рынках, при наличии в совокупности следующих условий: наличие сетевого эффекта; доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями посредством цифровой платформы, превышает в стоимостном выражении 35% общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке; выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает2 миллиарда рублей. Вышеуказанное регулирование обеспечит защиту участников рынка и потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ. <> <> <>Новые пороговые критерии согласования сделок<> Законом введено новое условие государственного контроля сделок экономической концентрации – теперь компании должны будут согласовывать с Федеральной антимонопольной службой сделки свыше 7 миллиардов рублей. Данное нововведение позволит учитывать реальную ценность компании, действующей на цифровом рынке (например, стартапов), поскольку действующие критерии балансовой стоимости активов группы лиц и выручки не всегда отражают фактическую ситуацию. <> <> <>Расширение института экспертизы<> Закон также направлен на расширение института экспертизы. В частности, вводится возможность назначения и проведения экспертизы в рамках: рассмотрения ходатайств о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю; рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам рассмотрения ходатайств о согласовании сделок экономической концентрации. Эти изменения позволят придать результатам экспертизы особое доказательственное значение, что будет качественно отличать такое доказательство от заключений, подготовленных по инициативе сторон сделки. <> <> <>Заключение об обстоятельствах ходатайства и очное рассмотрение ходатайства<> Пятый антимонопольный пакет вводит механизм заключения об обстоятельствах ходатайства, которое направляется сторонам сделки в случае, если по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки антимонопольный орган придет к выводу о том, что сделка и иное действие приведут или могут привести к ограничению конкуренции. Указанное заключение должно содержать положения о фактических и иных обстоятельствах, установленных антимонопольным органом, а также предлагаемые условия, которые могут быть установлены антимонопольным органом в целях обеспечения конкуренции. Важно отметить, что данное изменение позволит сторонам сделки ознакомиться с выводами антимонопольного органа и предоставить пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах ходатайства. Закон также предусматривает возможность очного рассмотрения ходатайства в случае принятия заключения об обстоятельствах ходатайства. Данные изменения позволят обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля за экономической концентрацией. <> <> <>Право хозяйствующего субъекта представить доказательства о допустимости действий<> Законом включена норма о праве занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта представить доказательства того, что его действия (бездействие) в формах (1) экономически или технологически не обоснованного сокращения или прекращения производства товара, (2) создания дискриминационных условий, (3) создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, (4) манипулирования ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности), могут быть признаны допустимыми. <>
10 июля 2023
Санкции в отношении России: новые ограничения в рамках 11-го санкционного пакета Европейского союза
24 июня 2023 года вступил в силу 11-й санкционный пакет Евросоюза в отношении России. Ниже Вы можете найти информацию о ключевых, на наш взгляд, изменениях в санкционном регулировании: {{1.}} Санкции против третьих стран, помогающих России Механизм позволяет вводить санкции в отношении третьего государства в целом (запрет поставки определенной продукции в эту страну). Еврокомиссия подчеркивает, что механизм будет являться исключительной мерой только для тех стран, которые: (i) активно вовлечены в поставки в Россию товаров двойного назначения или технологий, способствующих развитию российской военно-промышленной индустрии (в обход санкций); (ii) не предпринимают каких-либо мер по исправлению ситуации после предупреждения со стороны ЕС. NB! На данный момент ограничения усилены только в отношении товаров двойного назначения и некоторых технологий. Тем не менее, полагаем, что нововведение позволит оказывать большее давление со стороны ЕС на дружественные России государства, что еще больше усложнит отношения с контрагентами из данных юрисдикций. {{2.}} Новые основания для введения индивидуальных санкций Основанием для введения индивидуальных санкций теперь может выступать «иное существенное нарушение» санкционного режима (не только обход). Данное основание предусматривает неопределенный открытый перечень действий, который будет анализироваться Еврокомиссией в индивидуальном порядке. Новым основанием также выступает «ведение деятельности в российском IT-секторе»: {{(i)}} на основании лицензии, выданной Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России; или {{(ii)}} на основании лицензии на вооружение и военную технику (лицензия ВВТ), выданной Министерством промышленности и торговли РФ. Очевиден тренд на расширение оснований для введения санкций, что дает органам ЕС еще большую гибкость и свободу для включения новых лиц в санкционные списки. {{3.}} Ограничения по передаче и использованию интеллектуальной собственности Вводится запрет на передачу (или предоставление доступа) интеллектуальных прав и секретов производства в отношении ряда товаров: (i) Товары и технологии двойного назначения; (ii) Военные товары и технологии; (iii) Оружие и компоненты; (iv) Нефтегазовые трубы; (v) Товары и технологии, задействованные в обработке сырой нефти; (vi) Аэрокосмические товары и технологии; (vii) Товары и технологии для морской навигации; (viii) Предметы роскоши. Ранее гипотетически был допустим вариант с локализацией производства данных товаров за пределами ЕС (с целью дальнейших поставок в Россию) с использованием европейской интеллектуальной собственности. Актуальное регулирование прямо рассматривает это как нарушение. {{4.}} Новые ограничения на импорт и экспорт ряда продукции Расширены импортные ограничения в отношении товаров из железа и стали. Ранее был запрещен импорт в ЕС товаров российского происхождения, теперь запрет касается также и импорта этих товаров из третьих стран при условии, что в процессе производства товаров было задействовано железо или сталь из России. Экспортные ограничения коснулись ряда узкоприменяемых промышленных компонентов, автомобилей с объемом двигателя более 1.900 куб.см (в том числе и б/у), автомобилей с гибридными и электрическими двигателями, а также некоторых запчастей для обслуживания таких автомобилей. {{5.}} Послабления для НРД и ВТБ по ценным бумагам Продлевается и расширяется возможность частичной разморозки средств Национального Расчетного Депозитария для конвертации депозитарных расписок, находящихся на счетах европейских депозитариев, в акции российских компаний с последующим переводом (через продажу) на счета НРД. Помимо этого, для НРД и для ВТБ допускается частичная разморозка средств в целях продажи ценных бумаг европейских эмитентов, принадлежащих НРД и ВТБ. NB! Во избежание сомнений, такие разморозка и конвертация не происходят автоматически. Как и ранее, для разморозки необходимо обращаться за лицензией, а лицензия выдается по усмотрению регулятора. {{6.}} Расширение списка лиц, находящихся под индивидуальными санкциями Список пополнился новыми лицами, среди которых: Игорь Чайка, Михаил Леонтьев, Международный Расчетный Банк, телеканал «Звезда» и другие. Всего список пополнился 33 юридическими и 71 физическими лицами. Выводы Санкции, введенные Европейским Союзом в рамках 11-го пакета санкций, носят скорее «качественный характер»: ЕС ставит акцент не на расширение списка ограничительных мер, а на модификацию существующих, но действующих не в полную силу запретов. При этом ЕС фактически признал эффективность вторичных санкций, механизм которых изначально сильно критиковался. Тем не менее, есть и позитивные моменты - вместе с новыми ограничениями вводятся также и точечные послабления и исключения.
29 июня 2023
Внесены изменения в Федеральный закон, регулирующий иностранные инвестиции в «стратегические» общества
Информируем вас о том, что сегодня был подписан Закон № 139-ФЗ от 28 апреля 2023 года о внесении изменений в Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «Закон о стратегических инвестициях»)1. Наравне с гражданами Российской Федерации с двойным гражданством, к категории иностранных инвесторов теперь относятся граждане Российской Федерации с видом на жительство иностранного государства: {{1.}} В целях определения факта наличия иностранного контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обороны страны и (или) безопасности государства (далее – «стратегические общества»), иностранными инвесторами теперь будут также признаваться граждане РФ, получившие вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. {{2.}} Теперь гражданин РФ, контролирующий стратегическое общество и получивший вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать ходатайство о согласовании установления контроля над стратегическим обществом в соответствии с правилами, установленными Законом о стратегических инвестициях. Уточнены последствия сделок и действий, совершенных в нарушение требований Закона о стратегических инвестициях: {{1.}} Сделки и действия заключенные в нарушение требований Закона о стратегических инвестициях влекут последствия недействительности, установленные пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ. {{2.}} Предусмотрено право суда, при установлении вины сторон в форме умысла, взыскать в доход РФ: акции (доли), составляющие уставный капитал стратегического общества, либо имущество, которое относится к основным производственным средствам стратегического общества, а также приобретенные в результате такой сделки (действия) доходы. {{3.}} Более того, стратегическое общество имеет право обратиться в суд с исками к иностранному инвестору о возмещении убытков в связи с недобросовестным осуществлением ими прав, приобретённых в результате сделок или действий, совершенных с нарушением требований Закона о стратегических инвестициях. Ознакомиться с Законом можно по ссылке.
28 апреля 2023
Герман Захаров выступил на мероприятии АЕБ «Кризисная поддержка: санкции и контрмеры»
26 апреля состоялось мероприятие «Кризисная поддержка: санкции и контрмеры. Новое в президентских и правительственных одобрениях», организованное Ассоциацией Европейского Бизнеса. Герман Захаров, Партнер АЛРУД, выступил в качестве спикера с докладом на тему: «Риски и ответственность за нарушение контрмер» Спикеры обсудили последние нормативные и практические разработки в области президентских и правительственных одобрениях, риски и ответственность за нарушение контрмер, а также мнение OFAC о налоге на выезд. Мероприятие АЕБ направлено на информирование фирм-членов по текущим санкциям и ответным мерам, поскольку они затрагивают большую часть бизнеса в России. Подробнее о мероприятии можно узнать по ссылке.
27 апреля 2023
Потенциальная ответственность за нарушение Российских контрсанкционных ограничений
Начиная с февраля 2022 года, Президентом России был принят ряд указов, ограничивающих заключение и совершение сделок с участием иностранных юридических и физических лиц. В большинстве случаев такие сделки требуют одобрения специальной Правительственной комиссии. Сегодня Министерство финансов РФ опубликовало законопроект № 02/04/03-23/00136901 о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вводящих ответственность за нарушение контрсанкционных мер, направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации (далее – «Законопроект»). Ниже представлен краткий обзор Законопроекта. 1. Последствия нарушения контрсанкций в соответствии с Законопроектом Как следует из Законопроекта, в случае несоблюдения контрсанкций (т.е., например, в случае заключения сделок в нарушение контр-санкций) на (1) граждан, (2) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, (3) юридических лиц будет налагаться штраф в размере от 20% до 40% от суммы сделки (операции), совершенной в нарушение контр-санкционных мер (незаключение сделок в нарушение контрсанкций предлагается приравнять к сделке, совершенной в нарушение мер). Также предлагается распространить аналогичную ответственность на должностных лиц (включая должностных лиц компаний), но ограничить ее 30 000 руб. В случаях, когда несоблюдение контрсанкционных мер не имеет денежного выражения (например, дарение), предлагается накладывать административный штраф на физических лиц в размереот 4 000 до 5 000 руб., на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 рублей. 2. Круг субъектов, которые не подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии с Законопроектом В примечаниях к Законопроекту указано, что предлагаемая административная ответственность не распространяется на резидентов РФ, являющихся кредитными и страховыми организациями. В законопроекте также есть несколько исключений для российских резидентов, когда ответственность не будет применяться. Согласно тексту законопроекта, в случае его принятия он вступает в силу с 01 января 2024 года. Мы хотели бы обратить Ваше внимание на то, что данный законопроект находится в очень ранней редакции, с 22 марта 2023 года по 11 апреля 2023 года он будет проходить общественное обсуждение, после чего предстоит несколько этапов рассмотрения, поэтому к финальной стадии рассмотрения Законопроект может сильно измениться. Пожалуйста, сообщите нам, если у Вас есть какие-либо вопросы о Законопроекте и его влиянии на ваш бизнес.
23 марта 2023
Best Lawyers 2022 рекомендует Германа Захарова в области антимонопольного права.
Chambers Europe, 2021 рекомендует Германа Захарова в области антимонопольного законодательства.
The Legal 500 Europe, Middle East&Africa 2021 рекомендует Германа Захарова в области антимонопольного права.
Who’s Who Legal,Thought Leaders -Competition 2021 рекомендует Германа Захарова как ведущего практикующего юриста.
Best Lawyers 2021 рекомендует Германа Захарова в области антимонопольного права.
Chambers Europe, 2020 рекомендует Германа Захарова в области антимонопольного законодательства.
The Legal 500 Europe, Middle East&Africa 2020 рекомендует Германа Захарова в области антимонопольного права.
Who's Who Legal Competition: Lawyers and Who’s Who Legal: Thought Leaders - Competition, 2019 рекомендует Германа Захарова как ведущего практикующего юриста в области антимонопольного права.
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять