Мария Осташенко

Мария Осташенко

Партнер
Мария Осташенко
Телефон
+7 495 234 96 92

Chambers Europe

С ней приятно иметь дело, она быстро отвечает на запросы и прекрасно понимает суть ситуации и способы ее решения.

Биография
Проекты
Публикации и инсайты
Рейтинги и награды

Мария Осташенко является Партнером и возглавляет практики Интеллектуальная собственность, Коммерческое право и Защита персональных данных и кибербезопасность.

Мария руководит командой юристов коммерческой практики, на протяжении многих лет консультирует клиентов АЛРУД по вопросам защиты кредитных рисков сторон, форм юридического присутствия и моделей ведения бизнеса на территории России, сопровождения стартапов, а также реализации комплексных проектов в связи с внешнеторговыми сделками.

В сфере интеллектуальной собственности Мария оказывает правовую поддержку клиентам по вопросам оформления прав, использования, управления и защиты бренда, нематериальных активов, проведения маркетинговых активностей и рекламы, обладает значительным опытом разрешения споров в области интеллектуальной собственности, в том числе мирными способами.

Мария представляет интересы международных клиентов по вопросам правового регулирования персональных данных в России, обязательств операторов в связи с обработкой данных, в том числе при трансграничных передачах, структурирования потоков информации между компаниями международных групп.

Мария является членом Международной Ассоциации юристов (IBA), International Trademark Association (INTA), International Technology Law Association (iTechLaw), International Distribution Institute (IDI) и Международной Ассоциации Специалистов в Области Защиты Неприкосновенности Частной Жизни (IAPP).

Мария является сертифицированным специалистом в области европейского законодательства о защите данных (CIPP/E).

В 2004 году Мария Осташенко окончила Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова; в 2006 году получила степень магистра Частного права в Российской Школе Частного права при Президенте РФ. В этом же году Мария присоединилась к команде АЛРУД.

Включают консультирование и представление интересов:

Инновационной компании-производителя биофармацевтических препаратов, мирового лидера производителя в области орфанных заболеваний,

по вопросам взаимоотошений с дистрибьюторами в России и СНГ, маркетинговой стратегии и активности на рынке.

Всемирно известного американского производителя смартфонов и планшетов

по вопросам проведения рекламных кампаний продукции клиента в России.

Английского модного бренда класса люкс

по вопросам ведения деятельности на территории России, в том числе заключения дистрибьюторских соглашений и ввоза товаров в Россию.

Ритейл-группы, имеющей сеть кофеен по всему миру,

по вопросам заключения договора франчайзинга с российским партнером, ввоза продукции.

Международной платежной системы

по требованиям российского законодательства о персональных данных, применимых к продуктам клиента, к трансграничной передаче данных внутри группы.

Доработанный законопроект о регулировании оборота обезличенных данных планируется принять уже весной
Уважаемые дамы и господа! Информируем Вас о том, что законопроект о регулировании оборота обезличенных данных был доработан и ожидает рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе в ближайшее время. Напомним, что поправки к закону «О персональных данных» были подготовлены Минцифры РФ и приняты в первом чтении еще в феврале 2021 г. В декабре 2023 года законопроект был дополнен положениями о создании единой государственной информационной системы обезличенных данных для последующего использования таких данных.
28 февраля 2024
Обзор актуальных изменений в сфере Здравоохранения за январь - февраль 2024 г.
Информируем Вас о значимых принятых законах, проектах нормативно-правовых актов и новостях правоприменительной практики в области Здравоохранения. Вступил в силу закон о гармонизации законодательства с правом ЕАЭС1 30 января 2024 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон о гармонизации российского законодательства с правом ЕАЭС. Одной из наиболее значимых норм является регулирование ****защиты данных о клинических исследованиях****. В соответствии с поправками теперь правовая защита предоставляется как при государственной регистрации лекарственного препарата, так и при ****регистрации по правилам ЕАЭС****. Срок правовой защиты составляет ****4 года**** для воспроизведенного лекарственного препарата и ****3 года**** для биоаналогового лекарственного препарата, по истечении указанных сроков может быть подано заявление о регистрации данных лекарственных препаратов. Результаты доклинических и клинических исследований лекарственного препарата не могут быть использованы в коммерческих целях без согласия правообладателя в течение ****6 лет**** после регистрации лекарственного препарата2. ЕАЭС обновил Правила проведения клинических испытаний медизделий Совет Евразийской экономической комиссии принял новую редакцию Правил проведения клинических и клинико-лабораторных испытаний (исследований) медицинских изделий3. В обновленной редакции Правил детализировано регулирование медизделий, в частности, уточнены: ****порядок получения**** разрешения для проведения испытаний, требования к проведению испытаний, формы отчетов испытаний; основания для исключения медицинских организаций (клинических центров) из единого ****реестра**** уполномоченных организаций, имеющих право проводить исследования медицинских изделий в целях их регистрации; условия получения клинических данных для ****программного обеспечения****, являющегося медицинском изделием, и требования к техническому файлу данной продукции. Изменения вступают в силу по истечении 180 календарных дней с даты их официального опубликования 29 января 2024 года. При этом в целях сохранения непрерывности процесса предусмотрена возможность проведения клинических и клинико-лабораторных испытаний в соответствии с редакцией Правил, действовавшей ****на момент заключения договора**** с медицинской организацией. Обязательная маркировка ветпрепаратов может начаться с 1 октября Минпромторг предложил ввести ****обязательную маркировку**** ветеринарных лекарственных препаратов с 1 октября 2024 года4. Нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку ветпрепаратов (в том числе в формате наклейки) не потребует внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье. При этом препараты, произведенные до 30 сентября 2024 года включительно и не имеющие кодов маркировки, смогут продаваться ****до истечения их сроков годности****. В настоящий момент проект находится на стадии общественного обсуждения. ****NB!**** С 25 декабря 2023 года идет эксперимент по маркировке ветпрепаратов на добровольной основе, который продлится до 31 августа 2024 года. Перечень маркируемых БАД и антисептиков может быть расширен Минпромторг предложил расширить перечень БАД и антисептиков, подлежащих обязательной маркировке5. В части БАД предлагается ввести обязательную маркировку в отношении ****активированного угля и желатина****, в отношении антисептиков – ****дезинфицирующих средств для поверхностей****. В случае одобрения инициативы обязательная маркировка в отношении данных товарных групп начнется с 1 сентября 2024 года. Начат эксперимент по прослеживаемости фармсубстанций С 29 декабря 2023 г. по 31 декабря 2024 г. в России проводится эксперимент по прослеживаемости фармацевтических субстанций6. Планируется, что такая система прослеживаемости будет стимулировать отечественное производство и ****постепенно охватывать участников цепочки создания лекарственных препаратов, претендующих на преференцию в рамках государственных торгов****. При текущем регулировании производитель может осуществлять в стране лишь некоторые стадии техпроцесса создания лекарственного препарата – без синтеза молекулы. Новый же механизм ****позволяет отслеживать движение всего процесса производства лекарственного средства****. Так, появляется возможность исключить из гос. закупок производителей, которые лишь «собирают» и реализуют в стране лекарства зарубежного производства. Новые индикаторы риска для контроля оборота лекарств Росздравнадзор ****разработал восемь новых индикаторов риска для контроля оборота препаратов на фармацевтическом рынке в условиях моратория на проверки****7. Проект Постановления с перечнем новых индикаторов риска опубликован для общественного обсуждения8. По трем новым индикаторам риска основанием для внеплановой проверки Росздравнадзора станут данные о лицензиатах и заявлениях, поступающих от них. Еще пять индикаторов основаны на данных государственной системы маркировки «Честный знак». При срабатывании любого из индикаторов Росздравнадзор будет иметь право посетить участников оборота, в том числе мед. учреждения, с внеплановой проверкой при ее согласовании с прокуратурой. ****Федеральный закон № 1-ФЗ от 30.01.2024**** «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» Ч. 5.1 - 5.3 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ****Решение Совета ЕЭК № 7**** «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2016 г. № 29» ****Проект Минпромторга № 144759**** «Об утверждении Правил маркировки лекарственных препаратов для ветеринарного применения средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении лекарственных препаратов для ветеринарного применения» ****Проект Минпромторга № 144743**** «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» ****Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 № 2261**** «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по прослеживаемости лекарственных средств для медицинского применения и сырья, используемого для производства лекарственных средств для медицинского применения» Подробный обзор моратория на проверки бизнеса в 2024 г. представлен в нашем ****предыдущем информационном письме.**** ****Проект № 144641**** «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. № 1130н «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения»
13 февраля 2024
Риски онлайн продаж: технические сбои и права потребителей
Коммерческая практика юридической фирмы АЛРУД рада представить серию регулярных информационных материалов под названием "Дело в практике"! В первом выпуске "Дело в практике" мы рады представить Вам короткий материал, суммирующий подходы текущей российской судебной практики в отношении споров с потребителями из договоров, заключенных онлайн, когда на онлайн-ресурсе продавца происходит технический сбой и цена товара или услуги при оформлении заказа отражается некорректно. Кто отвечает за сбой? В практике российских судов формируется подход, согласно которому товар, приобретенный по заниженной цене в результате технического сбоя, должен быть передан покупателю, а продавец не вправе ссылаться на технические сбои или ошибки. Так, в недавнем деле, рассмотренном Верховным судом РФ 05 декабря 2023 года (см. Определение Верховного суда РФ от 05.12.2023 г. по делу № 82-КГ23-5-К7 (2-4923/2022) рассматривался вопрос о том, что в начале 2022 года покупатель приобрел на интернет-сайте магазина DNS электронику, однако продавец отказался передать товар покупателю со ссылкой на технический сбой и несоответствие цены, указанной на интернет-сайте магазина в момент оформления заказа, реальной цене товара. В какой момент договор считается заключенным? Дело DNS было рассмотрено судами всех инстанций. Суд первой инстанции удовлетворил требование покупателя, однако суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали продавца. Доводы судов апелляционной и кассационной инстанций сводились к следующему: Договор не был заключен ввиду несогласованности цены на товар; Продавец подтвердил несогласованность цены в ответах на претензию покупателя, приказами о проведении служебной проверки, аннулированием заказов, возвратом денежных средств покупателю; По условиям правил продаж продавца заказ считается подтвержденным после получения покупателем уведомления по смс и/или электронной почте, поэтому отсутствие такого уведомления свидетельствует о незаключённости договора. 05 декабря 2023 г. Верховный суд РФ отменил решения судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение с учетом следующего: Предложение о продаже товаров, размещенное на интернет-сайте и обращенное к неопределённому кругу лиц, содержит информацию о товаре и цене (существенные условия договора), в связи с чем является публичной офертой, которая обязательна для продавца; Несмотря на технический сбой, именно сформированные продавцом цены были указаны в публичной оферте на сайте, с которыми и согласился покупатель, принимая оферту; Моментом заключения договора в интернет-магазине является момент оформления заказа с присвоением ему номера. Фиксация цены происходит в момент заключения договора; Продавец не вправе в одностороннем порядке изменить цену, указанную продавцом в момент оформления заказа. Данным определением Верховный суд РФ по существу подтвердил свою позицию, изложенную при рассмотрении аналогичных споров (см., например, дело ТД «ЦУМ» - Определение Верховного суда РФ от 06.06.2023 г. по делу № 16-КГ23-6-К4 (2-4850/2021), дело «Сеть Связной» - Определение Верховного суда РФ от 04.04.2023 г. по делу № 49-КГ22-28-К6 (2-4707/2021)), согласно которой продавец не имеет права в одностороннем порядке расторгнуть договор розничной купли-продажи, заключенный в сети Интернет, даже несмотря на технические сбои при его заключении. А есть ли исключения? В настоящее время судебная практика явно склоняется к тому, чтобы риски заключения договоров в условиях технического сбоя перенести на продавца. Несмотря на закономерность логики судов, одним из важных вопросов в данном контексте является добросовестность покупателей и признаки злоупотребления правами в их действиях. Так, мы видим, что в спорах «Тинькофф» в связи с масштабным сбоем весной 2022 г. компании удается доказать недобросовестность клиентов, воспользовавшихся ситуацией (например, Определение 1 Кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2023 г. по делу № 88-17984/2023). Коллективные иски Отдельно необходимо отметить попытки истцов воспользоваться возможностями института коллективного иска. Так, в настоящее время рассматривается коллективный иск клиентов авиакомпании «Аэрофлот», купивших билеты по цене, заниженной в результате сбоя на стороне компании. Напомним, что в данном случае билеты на рейс авиакомпании, купленные в период технического сбоя на интернет-сайте, были аннулированы авиакомпанией (дело № 02-3971/2024, рассматриваемое Пресненским районным судом г. Москвы). Помимо коллективного иска суды рассматривают также индивидуальные иски пассажиров, практика по которым пока складывается против авиакомпании в соответствии с логикой, изложенной выше (например, дело № 2-10084/2023, рассмотренное Верх-Исетским районным судом г. Екатеринбурга). В России отсутствует устоявшаяся практика по рассмотрению коллективных исков (включая коллективные иски потребителей). Суды часто приходят к выводам о несоответствии заявления истцов критериям коллективного иска. Наиболее дискуссионными критериями такого иска являются однородность прав и интересов группы лиц, а также схожесть фактических обстоятельств у разных истцов. В этой связи такие иски часто подлежат оставлению без рассмотрения. Что может сделать продавец? На наш взгляд, продавцам стоит обратить внимание, в частности, на следующие меры, которые могут помочь управлять вышеуказанными рисками: {{1.}} Проверить положения договора купли-продажи (общих условий продаж) на предмет положений о публичной оферте, моменте заключения договора, наличия условий о передаче товара и последствий технических сбоев при продаже в сети интернет; {{2}} Убедиться, что покупатель принимает условия договора купли-продажи при покупке товара или услуги в сети интернет, чтобы данные условия являлись обязательными для покупателя; {{3}} В случае сбоя имеет смысл незамедлительно предпринять меры по ограничению доступа к странице сайта или по информированию посетителей о том, что представленная информация в связи с техническими неполадками отображается некорректно и не является публичной офертой; {{4}} Оценить риски судебных разбирательств, в том числе коллективных исков, шансы использовать аргументы о недобросовестности покупателей, воспользовавшихся уязвимостями сайта, в каждом конкретном случае для целей выработки стратегии защиты. Команда Коммерческой практики АЛРУД будет рада возможности помочь Вам найти наиболее оптимальные решения для снижения юридических рисков, связанных с данной проблематикой.
12 февраля 2024
Правительство продлило мораторий на проверки бизнеса до конца 2024 год
Информируем Вас о том, что ****до конца 2024 г. Правительство продлило действие запрета на проведение внеплановых проверок**** юридических лиц и индивидуальных предпринимателей1. Из общего запрета ****сохранятся установленные ранее исключения****, когда внеплановые проверки все же могут быть реализованы регулятором при их согласовании с прокуратурой, а именно: {{(i)}} проверки объектов, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, {{(ii)}} проверки при выявлении контрольными органами случаев угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности страны, {{(iii)}} а также проверки на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований. Обращаем Ваше внимание, что ****перечень индикаторов риска постоянно обновляется****. Так, в 2023 г. были разработаны новые индикаторы в сфере защиты данных, контроля оборота лекарственных препаратов, трудового законодательства и проч. В 2024 г. ожидается дальнейшее расширение списка и включение в него новых индикаторов. Так, в ****Госдуму внесен законопроект, исключающий запрет на проведение проверки в случае утечки персональных данных****2. Согласно законопроекту получение Роскомнадзором информации о незаконной или случайной передаче личных сведений, которая нарушила права их субъектов, станет самостоятельным основанием для внеплановой проверки регулятором. При этом обязанность согласования проверки с органами прокуратуры предлагается сохранить. Кроме того, ****не исключается возможность профилактического визита**** со стороны контрольных органов вне зависимости от степени риска объекта контроля. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2023 № 2140 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» Законопроект № 518022-8 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О связи» и «Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
09 января 2024
Эксперты АЛРУД провели вебинар «Ключевые правовые тенденции для компаний отрасли здравоохранения и фармацевтики в России»
25 октября эксперты АЛРУД провели вебинар на тему «Ключевые правовые тенденции для компаний отрасли здравоохранения и фармацевтики в России», посвященный обзору правовых тенденций и изменений регулирования в сфере фармацевтики и здравоохранения, с которыми могут встретиться компании в России. В рамках вебинара спикеры рассмотрели следующие темы: Расширение требований по обязательной маркировке Гармонизация законодательства России и ЕАЭС Упрощение регистрации новых лекарственных средств Продление контрсанкционных мер Последние тренды получения регуляторных согласований на совершение сделок Фокус на предпроверочный анализ бизнеса как основное направление новой налоговой политики Актуальные выводы из правоприменительной практики в области патентных споров и регистрации дженериков Расчеты по внешнеторговым сделкам: требования и ограничения валютного законодательства Спикерами выступили: Мария Осташенко, Партнер, Дина Кравченко, Старший юрист, Ксения Ерохина, Старший юрист, Илья Ходаков, Старший юрист, Сергей Артемьев, Старший юрист и Александр Артеменко, Юрист. Узнать больше об услугах и проектах группы Фармацевтики и Здравоохранения АЛРУД вы можете по ссылке.
30 октября 2023
Мария Осташенко выступила на конференции Право.ru «Cookie-монстры и «белые хакеры»: как защитить персональные данные»
22 сентября 2023 года состоялась конференция Право.ru на тему: «Cookie-монстры и «белые хакеры»: как защитить персональные данные». В ходе конференции эксперты обсудили, почему компании, которые передают персональные данные за границу, неохотно отчитываются перед Роскомнадзором. Также выступающие поделились опытом защиты бизнеса от киберугроз, рассказали о возможности привлечения «белых» хакеров, которые имитируют кибератаки для выявления уязвимых мест. Мария Осташенко, Партнер и руководитель практики Защиты персональных данных и кибербезопасности АЛРУД, выступила с темой «Приватность в период форс-мажорных обстоятельств: новое понимание конфиденциальности в 2023 году». В ходе своего выступления Мария раскрыла следующие тезисы: Актуальные проблемы приватности в 2023 году. Внедрение новых технологий на основе больших данных: что следует учитывать? Регулирование оборота обезличенных данных. Повышение доступа к обрабатываем данным. Вопросы трансграничной передачи данных. Конфиденциальность – новая ценность нашего времени. «Конфиденциальность сегодня — роскошь, коммерческая ценность, ее надо защищать. Нужно, чтобы все участники процесса были активны: и субъекты, и государство, и бизнес» — поделилась Мария. В конференции также приняли участие спикеры из Озон, Вкусвилл, Х5 Group и AliExpress.
25 сентября 2023
Суд сможет самостоятельно определять дату прекращения или изменения договора
Информируем Вас об изменениях, внесенных в ст. 453 ГК РФ, которые связаны с последствиями изменения или расторжения договора в судебном порядке1. С 24 июля 2023 г. по итогам рассмотрения спора об изменении либо о расторжении договора суд вправе установить в решении дату, с которой договорные обязательства считаются измененными или прекращенными, при этом: {{(i)}} в данном случае суд обязан учитывать существо договора и/или характер правовых последствий его изменения; {{(ii)}} указанная дата не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора. В случае, если суд в решении не указывает дату, с которой договорные обязательства считаются измененными или прекращенными, то по умолчанию будет применяться правило, действовавшее ранее, а именно: договорные обязательства должны считаться измененными или расторгнутыми с момента вступления в законную силу решения суда. Нововведения в ст. 453 ГК РФ распространяются также на договоры, заключенные до 24 июля 2023 г., при условии, что к этой дате (1) обязательства по указанным договорам еще не прекратились и (2) в отношении таких договоров не вынесены решения суда об их изменении или о расторжении. Изменения в ст. 453 ГК РФ затронут случаи, когда сторона договора обращается в суд с требованием о его изменении / расторжении, например, в случаях существенного нарушения договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ) или существенного изменения обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). По общему правилу, такие ситуации являются достаточно редкими на практике, поскольку в большинстве случаев стороны либо анализируют возможность изменить условия договора / выйти из договора в одностороннем внесудебном порядке (с учетом опций, предусмотренных в самом договоре и в законе), либо стремятся заключить соглашение об изменении / расторжении договора. При этом согласно пояснительной записке к законопроекту изменения в ст. 453 ГК РФ были в первую очередь направлены на расширение возможностей правовой защиты субъектов гражданского оборота, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательство по договору в силу существенного изменения обстоятельств. Ранее, как указано выше, обязательства по договору изменялись или прекращались в судебном порядке во всех случаях с момента вступления в законную силу судебного решения, в связи с чем договор в оспариваемой редакции (включая положения об ответственности) продолжал действовать в том числе в течение всего срока судебного разбирательства. Данное правило приводило к тому, что обязанная сторона подлежала привлечению к ответственности за неисполнение / ненадлежащее исполнение договора в том числе за период до вступления в силу судебного решения о его изменении либо расторжении без учета обстоятельств, которые послужили причиной такого неисполнения / ненадлежащего исполнения. С учетом внесенных изменений в ст. 453 ГК РФ у суда будут иметься основания, чтобы учесть все обстоятельства дела и отразить их в своем решении с учетом интересов всех сторон при изменении / расторжении договора в судебном порядке. При этом установление конкретной даты, с которой договор должен считаться измененным / расторгнутым, не является обязанностью суда по условиям ст. 453 ГК РФ, в связи с чем при изменении / расторжении договора в судебном порядке мы рекомендуем убедиться, что в процессуальных документах по делу указана дата, с которой сторона просит изменить / расторгнуть договор (включая описание фактических обстоятельств, предшествующих обращению в суд, которые будут подтверждать обоснованность соответствующей даты применительно к изменению / расторжению договора). Такой подход в определенных случаях позволит дополнительно снизить риски привлечения к договорной ответственности (и/или уменьшить размер ответственности) в случае изменения / расторжения договора в судебном порядке, если сторона не исполняла либо не имела возможности исполнить договор. При согласовании договоров также рекомендуем по возможности указывать в них напрямую момент (или правила его определения), когда договор должен считаться измененным в соответствующей части / расторгнутым (в частности, для случаев, связанных с существенным изменением обстоятельств). Это позволит дополнительно снизить риски неопределенности в случае изменения / расторжения договора в судебном порядке. Федеральный закон от 24.07.2023 № 347-ФЗ «О внесении изменения в статью 453 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
15 августа 2023
Новые законодательные изменения в сфере IT за июль 2023
Информируем Вас о принятии в третьем чтении ряда законопроектов в сфере регулирования Интернета и информационных технологий в России. Нововведения направлены на установление новых требований к деятельности хостинг-провайдеров, ограничений по использованию рекомендательных технологий в сети Интернет и способов авторизации на российских сайтах, новых штрафов за нарушения, допущенные владельцами социальных сетей. Закон о хостинг-провайдерах в России С 1 декабря 2023 г. предложено установить требования к деятельности хостинг-провайдеров в России, которыми являются лица, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети 'Интернет'. Режим деятельности хостинг-провайдеров предполагает следующие обязанности: Направлять уведомление о начале осуществления своей деятельности в Роскомнадзор; Обеспечивать реализацию требований о защите информации; Обеспечивать реализацию требований для проведения оперативно-разыскных мероприятий, не допускать раскрытия организационных и тактических приемов проведения таких мероприятий (порядок взаимодействия провайдеров хостинга с уполномоченными государственными органами устанавливается Правительством РФ); Исполнять обязанности Закона о «суверенном Рунете» и иные отдельные положения российского Закона о связи1; Проверять идентификацию или аутентификацию своих клиентов. На основании уведомления об осуществлении своей деятельности хостинг-провайдер вносится в специальный реестр, который будет находиться в ведении Роскомнадзора. С 1 февраля 2024 г. отсутствие сведений в реестре будет являться препятствием для работы хостинг-провайдеров. Провайдеры хостинга, осуществлявшие свою деятельность до вступления в силу данных изменений, обязаны направить в Роскомнадзор уведомление о начале осуществления своей деятельности не позднее 15 декабря 2023 г. Роскомнадзор будет осуществлять контроль за деятельностью хостинг-провайдеров в России. В случае неустранения нарушений, выявленных Роскомнадзором, в течение 10 рабочих дня с момента направления требования (если более ранние сроки не установлены в самом уведомлении) хостинг-провайдер исключается из реестра, и осуществление их деятельности будет запрещено. Регулирование использования рекомендательных технологий в отношении российских пользователей С 1 октября 2023 г. для владельцев вебсайтов, мобильных приложений или иных информационных систем («владельцы») вводятся новые ограничения при использовании информационных технологий предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей (так называемое «профилирование»), находящихся на территории РФ («рекомендательные технологии»). Рассматриваемые изменения будут актуальны для владельцев различных социальных сетей, видеохостингов, стриминговых платформ, поисковых систем, маркетплейсов и иных владельцев, использующих различные рекомендательные алгоритмы. Владельцы, использующие рекомендательные технологии или алгоритмы, будут обязаны: Не допускать применение рекомендательных технологий, нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, а также с нарушением законодательства РФ; Информировать пользователей о применении рекомендательных технологий; указывать адрес электронной почты для направления пользователями обращений; Размещать на русском языке в открытом доступе правила применения рекомендательных технологий, содержащие виды сведений о предпочтениях пользователей, источники получения таких сведений, описание процессов и методов сбора, систематизации, анализа сведений о предпочтениях пользователей, способы осуществления таких процессов и методов. Роскомнадзор будет контролировать соблюдение вышеназванных ограничений: в случае обнаружения неисполнения требований он уполномочен может направить владельцу уведомление о принятии мер по устранению нарушений. Если владелец не принимает меры по устранению выявленных нарушений, то Роскомнадзор ограничивает доступ к такому информационному ресурсу. Такая блокировка ресурса может быть снята во внесудебном порядке при условии исправления владельцем нарушений и дальнейшем уведомлении Роскомнадзора. Также ожидается принятие со стороны Роскомнадзора правил информирования пользователей о применении рекомендательных технологий. Новые правила по проведению авторизации пользователями российских сайтов С 1 декабря 2023 г. владельцы вебсайтов, мобильных приложений или иных информационных систем («владельцы»), являясь российскими юридическими лицами или гражданами РФ, в случае осуществления своей деятельности на территории РФ ограничиваются в возможных вариантах проведения авторизации пользователей, находящихся на территории РФ. Рассматриваемые ограничения однако не распространяются на владельцев вебсайтов, мобильных приложений или иных информационных систем, доступных в России, которые являются иностранными лицами. С даты вступления в силу изменений допускается использование только следующих способов авторизации: По номеру телефона в порядке, установленном Правительством РФ, на основании договора об идентификации, заключенного владельцем с оператором связи; С помощью «Госуслуг»; С помощью единой биометрической системы с соблюдением правил по идентификации и аутентификации физических лиц; С использованием иной информационной системы, отвечающим требованиям к защите информации. Владельцем такой системы может быть только гражданин РФ, не имеющий гражданства другого государства, или российское юридическое лицо. Так, ограничивается использование различных иностранных систем авторизации на российских сайтах или в приложениях, например, Apple ID, Google и т.д. Таким образом, российским владельцам вебсайтов, мобильных приложений или иных информационных систем необходимо пересмотреть применяемые решения по авторизации пользователей до даты вступления в силу новых требований. Увеличение штрафов за нарушение обязанностей владельцами социальных сетей С 1 сентября 2023 г. устанавливается административная ответственность за нарушение законодательно установленных обязанностей владельцем социальной сети. Новые правила распространяются на тех лиц, чьи информационные ресурсы используются для распространения информации на русском языке (иных языках субъектов или народов РФ), на которых может распространяться реклама, привлекающая внимание потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети 'Интернет', находящихся на территории РФ. --table-- --table-border-- Обязанность владельца социальной сети Административный штраф за нарушение указанной обязанности Ежегодное размещение отчета о результатах рассмотрения обращений о распространяемой с нарушением закона информации и результатах мониторинга социальной сети, электронной формы для направления соответствующих обращений;Размещение в социальной сети документа, устанавливающего правила использования социальной сети, информирование пользователей о внесенных изменениях в указанные правила. Для должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. рублей;Для юридических лиц - от 600 тыс. до 1 млн. рублей. Осуществление мониторинга социальной сети, принятие мер по ограничению доступа к информации, распространение которой ограничено по Закону № 149-ФЗ2;Выполнение требования Роскомнадзора об отмене принятых владельцем мер по ограничению доступа к информации пользователя. Для должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. рублей;Для юридических лиц - от 800 тыс. до 4 млн. рублей.При повторном совершении:Для должностных лиц – от 500 тыс. до 800 тыс. рублей;Для юридических лиц - от 4 млн. до 8 млн. рублей Представление в Роскомнадзор данных, позволяющих идентифицировать владельца социальной сети или иной информации, необходимой для ведения соответствующего реестра. Для юридических лиц – от 50 тыс. до 300 тыс. рублей. Исполнение предписания Роскомнадзора об осуществлении мониторинга социальной сети в целях выявления информации, схожей до степени смешения с информацией, меры по удалению которой владелец был обязан принимать на основании ранее направленного требования Роскомнадзора. Для юридических лиц – от 4 млн. до 6 млн. рублей. К деятельности провайдеров хостинга должны применяться только статьи 561 (3), 562 (8 (1-3)) and 651 (4) Федеральный закона Российской Федерации от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи». Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ 'Об информации, информационных технологиях и о защите информации'
27 июля 2023
Введение ограничений по использованию IT-продуктов в государственном и финансовом секторах
Информируем Вас о принятии ряда нормативно-правовых актов, которые предусматривают ограничения по использованию иностранных программ и продуктов в государственном и финансовом секторах. Запрет использования иностранных мессенджеров С 1 марта 2023 г. для отдельных организаций государственного и финансового сектора России введены ограничения по использованию ряда иностранных мессенджеров1 для совершения некоторых операций по передаче платежных документов и персональных данных. --table-- --table-border-- На кого распространяется запрет? Государственные и муниципальные компании Компании с преимущественным государственным участиемКредитные организации и некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности некредитных финансовых организаций Субъекты национальной платежной системы Запрещенные операции Передача персональных данных граждан РФПередача платежных документовПредоставление сведений о безналичных денежных переводахПредоставление информации для проведения платежейПередача данных о банковских счетах и вкладах россиянПодключение к любым информационным системам, обеспечивающее возможность перевода денежных средств граждан РФ Запрещенные иностранные мессенджеры (по состоянию на 1 марта 2023)2 DiscordMicrosoft TeamsSkype for BusinessSnapchatTelegramThreemaViberWhatsAppWeChat Что разрешено? Компании могут продолжать использовать перечисленные выше мессенджеры, если их использование не подпадает под Запрещенные операции В продолжение данного запрета с 24 июня 2023 г. была введена ответственность в виде штрафов за использование иностранных мессенджеров3: Для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, Для юридических лиц – от 100 тыс. до 700 тыс. рублей. Контроль Банка России за переходом российских организаций финансового сектора на отечественное ПО С 1 марта 2025 г. устанавливается запрет на использование иностранного программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (ЗОКИИ), принадлежащих органам гос. власти и заказчикам по Закону № 223-ФЗ (за исключением организаций с муниципальным участием)4. Данный запрет затронет крупные российские банки и некредитные финансовые организации, которые подпадают под действие законодательства о критической информационной инфраструктуре. В дополнение с сентября 2023 г. Центральный Банк РФ будет уполномочен согласовывать и контролировать переход кредитных организаций и некредитных финансовых организаций5 на отечественное ПО, отечественную радиоэлектронную продукцию и телекоммуникационное оборудование. Регулятором будут контролироваться закупки иностранного ПО и связанных с ним услуг. Центральный Банк РФ также будет организовывать выполнение кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями мероприятий по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры и осуществлять мониторинг их выполнения. Федеральный закон от 29.12.2022 № 584-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Список запрещенных иностранных мессенджеров утверждаются Роскомнадзором: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm Федеральный закон от 24.06.2022 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» Федеральный закон от 13.06.2023 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
11 июля 2023
Введение ответственности за нарушение требований маркировки интернет-рекламы
Как мы писали ранее1, 1 сентября 2022 года Закон «О рекламе» пополнился рядом положений, вводящих обязанность по маркировке интернет-рекламы для рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем. Долгое время отдельная ответственность за неисполнение новых положений отсутствовала. В июне 2023 года был принят закон, которым вводится административная ответственность за неисполнение требований к маркировке интернет-рекламы2 . Соответствующие положения внесены в ст. 14.3 КоАП РФ и начнут действовать с 1 сентября 2023 года. Подробный обзор положений Закона «О рекламы» о маркировке интернет-рекламы представлен в нашем предыдущем информационном письме. Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
29 июня 2023
Best Lawyers 2022 рекомендует Марию Осташенко в области Интеллектуальной собственности, Информационных технологий, медиаправа и телекоммуникаций.
Chambers Europe, 2021 рекомендует Марию Осташенко в области технологий, медиа права и телекоммуникаций.
The Legal 500 Europe, Middle East & Africa 2021 рекомендует Марию Осташенко в области телекоммуникаций, медиа права и технологий.
Who’s Who Legal,Global Leader -Data - Data Privacy & Protection 2021 and Data - Information Technology 2021 and Labour & Employment 2021- рекомендует Марию Осташенко как ведущего практикующего юриста.
Best Lawyers 2021 рекомендует Марию Осташенко в области Интеллектуальной собственности, Информационных технологий, медиаправа и телекоммуникаций.
Chambers Global, 2020 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии.
Chambers Europe, 2020 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности.
The Legal 500 Europe, Middle East & Africa 2020 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии, Коммерческого,Корпоративного права и M&A.
Who’s Who Legal 2019 рекомендует Марию Осташенко в области защиты данных, трудового права и информационных технологий.
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять