Мария Осташенко

Мария Осташенко

Партнер
Мария Осташенко
Телефон
+7 495 234 96 92

Chambers Europe

С ней приятно иметь дело, она быстро отвечает на запросы и прекрасно понимает суть ситуации и способы ее решения.

Биография
Проекты
Публикации и инсайты
Рейтинги и награды

Мария Осташенко является Партнером и возглавляет практики Интеллектуальная собственность, Коммерческое право и Защита персональных данных и кибербезопасность.

Мария руководит командой юристов коммерческой практики, на протяжении многих лет консультирует клиентов АЛРУД по вопросам защиты кредитных рисков сторон, форм юридического присутствия и моделей ведения бизнеса на территории России, сопровождения стартапов, а также реализации комплексных проектов в связи с внешнеторговыми сделками.

В сфере интеллектуальной собственности Мария оказывает правовую поддержку клиентам по вопросам оформления прав, использования, управления и защиты бренда, нематериальных активов, проведения маркетинговых активностей и рекламы, обладает значительным опытом разрешения споров в области интеллектуальной собственности, в том числе мирными способами.

Мария представляет интересы международных клиентов по вопросам правового регулирования персональных данных в России, обязательств операторов в связи с обработкой данных, в том числе при трансграничных передачах, структурирования потоков информации между компаниями международных групп.

Мария является членом Международной Ассоциации юристов (IBA), International Trademark Association (INTA), International Technology Law Association (iTechLaw), International Distribution Institute (IDI) и Международной Ассоциации Специалистов в Области Защиты Неприкосновенности Частной Жизни (IAPP).

Мария является сертифицированным специалистом в области европейского законодательства о защите данных (CIPP/E).

В 2004 году Мария Осташенко окончила Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова; в 2006 году получила степень магистра Частного права в Российской Школе Частного права при Президенте РФ. В этом же году Мария присоединилась к команде АЛРУД.

Включают консультирование и представление интересов:

Инновационной компании-производителя биофармацевтических препаратов, мирового лидера производителя в области орфанных заболеваний,

по вопросам взаимоотошений с дистрибьюторами в России и СНГ, маркетинговой стратегии и активности на рынке.

Всемирно известного американского производителя смартфонов и планшетов

по вопросам проведения рекламных кампаний продукции клиента в России.

Английского модного бренда класса люкс

по вопросам ведения деятельности на территории России, в том числе заключения дистрибьюторских соглашений и ввоза товаров в Россию.

Ритейл-группы, имеющей сеть кофеен по всему миру,

по вопросам заключения договора франчайзинга с российским партнером, ввоза продукции.

Международной платежной системы

по требованиям российского законодательства о персональных данных, применимых к продуктам клиента, к трансграничной передаче данных внутри группы.

Новые повышенные штрафы за незаконные рекламные рассылки и непрозрачную рекламу потребительских кредитов
Уважаемые дамы и господа! Информируем Вас, что с 17 апреля 2024 года в КоАП РФ будет установлена повышенная ответственность за распространение рекламы по смс, электронной почте, посредством push-сообщений без согласия получателя, а также за указание неполной стоимости потребительского кредита в рекламе1. Следующие составы правонарушений ст. 14.3 КоАП РФ подлежат изменению: Нарушение требований к распространению рекламы по сетям электросвязи; Неуказание в рекламе полной стоимости потребительского кредита. Введены Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
09 апреля 2024
Новые изменения и разъяснения в области валютного и контрсанкционного законодательства
Уважаемые дамы и господа! Информируем Вас о последних значимых изменениях и разъяснениях в области валютного законодательства, а также контрсанкционного регулирования, ограничивающего исполнение обязательств российскими компаниями перед иностранными кредиторами.
05 апреля 2024
Законодательные инициативы в области КИИ и отмена антимонопольного моратория
Уважаемые дамы и господа! Информируем Вас о важной законодательной инициативе в сфере регулирования критической информационной инфраструктуры (КИИ), а также об отмене моратория на антимонопольные проверки аккредитованных IT- компаний с 28 марта 2024 года.
02 апреля 2024
Обзор актуальных изменений в сфере здравоохранения и фармацевтики
Уважаемые дамы и господа! Информируем Вас о значимых новостях в сфере фармацевтики и здравоохранения: Возобновление работы межведомственной комиссии по определению дефицитных лекарственных препаратов Изменение порядка выдачи разрешений на вывоз медизделий Специальная подкомиссия по выдаче «принудительных лицензий» Ответственность за «обязательное» согласие на рекламу при регистрации на сайте или в приложении Судебная практика по вопросам рекламы аптечной сети и ее акций
20 марта 2024
Осторожно, эмодзи. Использование мессенджеров и эмодзи в деловой переписке
Уважаемые дамы и господа! Коммерческая практика юридической фирмы АЛРУД рада представить серию регулярных информационных материалов под названием «Дело в практике»! В новом выпуске «Дело в практике» мы хотели бы затронуть тему использования эмодзи в бизнес-коммуникации с помощью мессенджеров и подхода судов к квалификации такого использования. Юридическая сила переписки в мессенджерах Современные электронные средства коммуникации активно используются в деловом обороте. Обмен текстовыми сообщениями, файлами, документами посредством мессенджеров находит признание в качестве действия, приводящего к юридически значимым последствиям. Так, имеется судебная практика, где суды признают допустимость заключения договора и обмен юридически значимыми сообщениями в рамках договора путем переписки сторон в мессенджерах, даже когда в самом договоре такой способ коммуникации не упоминается. Некоторые суды отдельно отмечают, что взаимодействие хозяйствующих субъектов посредством мессенджеров является обычной практикой делового оборота.1 При этом суды также принимают во внимание, в частности, такие факторы как: предыдущая практика взаимодействия сторон в рамках договорных отношений (при наличии); какие способы коммуникации обычно используются сторонами при исполнении договора; совершает ли сторона какие-либо действия, которые могут служить подтверждением обсуждений сторон в мессенджере в рамках исполнения договора; возможно ли достоверно идентифицировать лицо, которое ведет переписку в мессенджере. Частью современной культуры стало активное использование эмодзи при общении в мессенджерах, в том числе в рамках деловой переписки. Вопрос, насколько эмодзи в сообщениях имеет юридическое значение, начал проходить тестирование в российских судах. 👍 = согласие? Впервые подробно о том, какие правовые последствия вызывает использование эмодзи в договорных отношениях, высказался 15-й ААС в Постановлении от 29 июня 2023 г. по делу № А32-36944/2022. Фабула дела заключалась в том, что Истец (покупатель) и Ответчик (продавец) заключили договор купли-продажи киоска, в соответствии с которым одно из существенных условий– цвет киоска – должно было быть в последующем утверждено сторонами дополнительным соглашением. Для согласования цвета стороны использовали мессенджер WhatsApp2, где Ответчик в процессе обсуждения написал: «хорошо, желтая полоска на белом фоне», на что Истец в ответ поставил эмодзи «палец вверх» 👍. На этом переписка закончилась, и вскоре между сторонами возник спор, перешедший в судебное разбирательство: по мнению Истца, условие о цвете было согласовано, и у контрагента возникла обязанность по передаче киоска, которую он не исполнил; по мнению Ответчика, проставление эмодзи не свидетельствовало о выражении воли Истца, поэтому условие о цвете, относящееся к предмету договора, не было согласовано сторонами. Cуд первой и апелляционной инстанций встали на сторону Истца, и, среди прочего, отметили следующие значимые обстоятельства: в обычном понимании эмодзи «палец вверх» означает «хорошо» (при этом в рамках рассмотрения дела суд отметил, что Ответчик, указывая на возможность различных интерпретаций данного изображения, иного разумного понимаемого значения данного изображения не предложил); в последующей переписке значение эмодзи-ответа Ответчик не уточнил, а значит, воспринял ответ как согласие, не требующее объяснения. Суд дополнительно обратил внимание, что из переписки сторон не следует, что Ответчику требовалась какая-то иная информация для исполнения обязательств по договору. Важно отметить, что в данном случае в договоре между сторонами было напрямую предусмотрено, что стороны признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи, наравне с исполненными в простой письменной форме (каналами связи в терминах договора признавались, в частности, телефонные номера (WhatsApp3)). При этом переписка в мессенджере велась с телефонных номеров, которые были согласованы сторонами в договоре. Позиция суда, в которой использование эмодзи было наделено юридической силой, не осталась незамеченной, в том числе другими судами: 1) В Постановлении 2ААС от 30 ноября 2023 г. № 02АП-5712/2023 по делу № А28-2634/2023 ответчик в подкрепление своей позиции о том, что истцом было получено надлежащее уведомление о готовности товара к отгрузке, указал, что контрагент в ответ на фото упакованного товара поставил эмодзи «палец вверх», чем подтвердил согласование начала отгрузки. Суд отклонил доводы ответчика, указав, что отправление фото упакованного товара не отвечает сложившейся из договора практике уведомления о готовности товара к отгрузке, т.к. ранее стороны использовали иной порядок согласования. Суд отдельно также отметил, что использование смайл-жеста (язык эмодзи), выражающего одобрение, не свидетельствует само по себе о том, что контрагент воспринял фотоснимок в качестве уведомления о готовности товара к отгрузке. 2) В Решении АС Краснодарского края от 1 декабря 2023 г. по делу № А32-19233/2023 рассматриваемые обстоятельства касались правомерности расторжения договора аренды путем направления письма-уведомления о расторжении в мессенджере. В указанном споре отдельно не анализировался вопрос об использовании эмодзи, однако в обоснование своей позиции о признании юридической силы действий посредством передачи сведений через мессенджер суд сослался в качестве примера на Постановление 15-ого ААС от 29.06.2023 N 15АП-8889/2023 по делу № А32-36944/2022, где судом отправление и получение эмодзи было признано юридически значимым действием (с учетом совокупности всех обстоятельств дела). Что могут сделать стороны договора для снижения рисков Несмотря на то, что однозначного подхода к квалификации использования эмодзи в судебной практике пока не сложилось, можно сделать некоторые выводы и обратить внимание на следующие практические моменты в рамках договорных отношений: 1) В том случае, если стороны не заинтересованы в том, чтобы какие-либо вопросы, которые имеют юридическую значимость, в рамках договора разрешались путем переписки в мессенджерах, имеет смысл обратить отдельное внимание на формулировки договора в отношении обмена корреспонденцией по договору и порядка согласования любых изменений / дополнений в договор. Возможно прямо предусмотреть недостаточность согласования условий при переписке в мессенджерах и необходимость оформления отдельных документов в письменной форме, подписанных обеими сторонами; 2) Если, наоборот, специфика проекта (исполнения договора) предполагает постоянный обмен информацией и обратной связью через мессенджеры, то в таком случае может быть разумным рассмотреть вариант включения опции по использованию мессенджеров напрямую в текст договора для оперативного решения текущих вопросов. В таком случае разумно в договоре: (1) указать конкретные мессенджеры, в которых предполагается вести соответствующую переписку; (2) определить конкретных уполномоченных лиц для ведения соответствующей переписки; (3) указать номера телефонов, с использованием которых будет производится переписка; (4) детализировать порядок коммуникации с контрагентом, исключив или ограничив использование мессенджеров определенной сферой вопросов, которые могут решаться сторонами в рамках переписки в мессенджерах; а также (5) по необходимости предусмотреть дальнейшие действия и порядок взаимодействия, если уполномоченный представитель стороны получает какое-либо сообщение от другой стороны в мессенджере; 3) В том случае, если в рамках переписки в мессенджерах контрагент использует эмодзи в качестве реакций на какое-либо сообщение, необходимо напрямую уточнять значение соответствующего эмодзи текстом. Это позволит избежать неопределенности в трактовке намерения и воли контрагента. См., например, Постановление АС Московского округа от 14.10.2020 по делу № А40-93872/2019; Решение АС г. Москвы от 24.01.2024 по делу № А40-192268/2023; Решение АС Томской области от 05.09.2023 по делу № А67-469/2023 WhatsApp принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в Российской Федерации.
14 марта 2024
Aккредитация ИТ-компаний: возможные изменения правил и ограничение моратория на проверки
Информируем Вас о важных потенциальных изменениях в отношении правил государственной аккредитации ИТ-компаний1 и текущего моратория на проверки ИТ-компаний2. 1. Изменения правил государственной аккредитации ИТ-компаний Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ («Министерство цифрового развития») представило проект Постановления Правительства РФ («Проект Постановления»)3, которым упрощается процедура получения государственной аккредитации в области информационных технологий для российских компаний. Также Проектом Постановления предлагается внести в качестве условия получения ИТ-аккредитации преимущественное российское владение такой ИТ-компанией, в связи с чем ИТ-компании с преобладающим иностранным участием в них не смогут получить соответствующую аккредитацию. Ниже приведены наиболее важные предлагаемые изменения в правила государственной аккредитации ИТ-компаний. Иностранное участие в ИТ-компании Проект Постановления вводит новый критерий получения государственной аккредитации ИТ-компаний, согласно которому доля иностранных лиц в хозяйственных обществах не должна составлять больше 50%. В противном случае компании будет отказано в аккредитации. В целях подтверждения наличия иностранного участия в ИТ-компаниях, уполномоченными органами могут проводиться внеочередные проверки и плановые процедуры такого подтверждения. Упрощение аккредитации ИТ-стартапов В целях развития ИТ-стартапов Проект Постановления предусматривает возможность получения государственной аккредитации малыми технологическими компаниями, созданными менее 3-х лет назад, без учета критерия по проверке доли дохода от их ИТ-деятельности. Ежегодная плановая процедура подтверждения аккредитации Проектом Постановления устанавливается единственный способ подачи заявления на ежегодную процедуру подтверждения государственной аккредитации. Заявление можно будет подать только в электронном виде через личный кабинет на портале Госуслуг. В рамках процедуры подтверждения предлагается сократить количество периодов, в отношении которых проводится проверка соответствия критерию по среднемесячному размеру выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников-физлиц. Проверке будут подлежать данные за 2 квартала: IV квартал предыдущего года и I квартал текущего года. От проведения плановой проверки будут освобождены организации, получившие аккредитацию в год своего создания, а также подавшие заявление о предоставлении государственной аккредитации после 25 апреля, т.е. после окончания срока представления такими организациями в налоговый орган расчетов по страховым взносам по итогам квартала, предшествующего дате проведения проверки. Обращаем Ваше внимание, что в случае принятия Проекта Постановления большинство изменений вступят в силу с ****1 мая 2024 года****. Однако для критерия, связанного с иностранным участием, предусмотрен иной срок вступления в силу – ****1 августа 2025 года****. 2. Возможная отмена моратория в части антимонопольного регулирования для аккредитованных ИТ-компаний 5 марта 2024 г. глава ФАС России, Максим Шаскольский, на комитете в Совете Федерации заявил, что полномочия ведомства в части проверок в отношении IT-компаний были немного ограничены из-за Постановления Правительства России № 448 от 24 марта 2022 г. «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» («Постановление 448»), согласно которому плановые проверки органов государственного и муниципального контроля в отношении ИТ-компаний из госреестра не проводятся до 31 декабря 2024 г. ФАС России планирует снять данные ограничения в ближайшее время. Исходя из публичной информации, проектов изменений в Постановление 448 на момент отправки данного письма опубликовано не было. Вместе с тем мы представляем Вам обзор ключевых изменений, которые скорее всего последуют в связи со снятием ограничений, устанавливаемых Постановлением 448: {{1.}} Возобновится осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; {{2.}} Возобновится осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; {{3.}} Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки по видам контроля, указанным в пункте 1 и 2, будут включены в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок не ранее конца 2024 г. Мы продолжим следить за ходом рассмотрения указанных законодательных инициатив и проинформируем Вас о новостях. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1729 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» https://fas.gov.ru/publications/24278 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1729» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/03-24/00146156).
13 марта 2024
Правовой TMT дайджест "Ключевые нововведения в индустрии TMT за период июнь 2023 года по февраль 2024 года"
Уважаемые дамы и господа! Предлагаем Вашему вниманию актуальный дайджест наиболее значимых законов и законопроектов, регуляторных нововведений в сфере TMT за период c июня 2023 года по февраль 2024 года, а также тенденции будущего регулирования данной индустрии. Индустрия TMT испытывает ощутимое регуляторное воздействие, в этой области постоянно происходят изменения, касающиеся как непосредственно провайдеров услуг отрасли, так и их заказчиков, использующих соответствующие продукты. Так, регулирование деятельности хостинг-провайдеров в России опосредованно распространяется на огромное количество компаний, пользующихся услугами иностранных сервис-провайдеров. В связи с увеличением роли информационных технологий в экономике и сопутствующих угроз безопасности данных очевиден тренд на регулирование индустрии TMT, поиск решений для обеспечения большей безопасности и прозрачности процессов в онлайн-среде, а также повышение уровня ответственности за нарушения требований к отдельным игрокам, таким, как социальные сети, хостинг-провайдеры, лица, работающие с биометрическими данными, а также правил работы с информацией. Изменения затрагивают как крупнейших игроков российского и международного рынка, так и небольшие компании, которые вынуждены обеспечивать практически аналогичный уровень реагирования. В данном дайджесте представлены актуальные законодательные и регуляторные изменения TMT сектора, а именно в области информационных технологий, медиаконтента, рекламы, персональных данных, телекоммуникации, электронной коммерции, ритейла и антимонопольного регулирования. В дайджесте представлены основные изменения и инициативы за прошедший год, а также ключевые выводы правоприменительной практики по указанным сферам.
11 марта 2024
Ограничения на использование европейского ПО и интеллектуальной собственности в рамках санкций ЕС
Уважаемые дамы и господа, Как Вы знаете, в декабре 2023 года в рамках очередного 12-го санкционного пакета Европейского союза был введен запрет на предоставление отдельных категорий программного обеспечения российским юридическим лицам и сопутствующих к этому ПО услуг. Впервые ограничения коснулись не только компаний с российским участием, но и дочерних обществ европейских компаний. Объем ограничений по предоставлению ПО в адрес юридических лиц с доминирующим российским участием и дочерних обществ европейских и иных стран-партнеров ЕC отличается. При этом мы бы хотели обратить Ваше внимание, что еще до введения 12-го пакета санкций использование ПО и в целом объектов интеллектуальной собственности уже частично были предметом санкционных ограничений ЕС. В настоящем материале мы представим краткий обзор ограничений в этой сфере.
06 марта 2024
Доработанный законопроект о регулировании оборота обезличенных данных планируется принять уже весной
Уважаемые дамы и господа! Информируем Вас о том, что законопроект о регулировании оборота обезличенных данных был доработан и ожидает рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе в ближайшее время. Напомним, что поправки к закону «О персональных данных» были подготовлены Минцифры РФ и приняты в первом чтении еще в феврале 2021 г. В декабре 2023 года законопроект был дополнен положениями о создании единой государственной информационной системы обезличенных данных для последующего использования таких данных.
28 февраля 2024
Обзор актуальных изменений в сфере Здравоохранения за январь - февраль 2024 г.
Информируем Вас о значимых принятых законах, проектах нормативно-правовых актов и новостях правоприменительной практики в области Здравоохранения. Вступил в силу закон о гармонизации законодательства с правом ЕАЭС1 30 января 2024 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон о гармонизации российского законодательства с правом ЕАЭС. Одной из наиболее значимых норм является регулирование ****защиты данных о клинических исследованиях****. В соответствии с поправками теперь правовая защита предоставляется как при государственной регистрации лекарственного препарата, так и при ****регистрации по правилам ЕАЭС****. Срок правовой защиты составляет ****4 года**** для воспроизведенного лекарственного препарата и ****3 года**** для биоаналогового лекарственного препарата, по истечении указанных сроков может быть подано заявление о регистрации данных лекарственных препаратов. Результаты доклинических и клинических исследований лекарственного препарата не могут быть использованы в коммерческих целях без согласия правообладателя в течение ****6 лет**** после регистрации лекарственного препарата2. ЕАЭС обновил Правила проведения клинических испытаний медизделий Совет Евразийской экономической комиссии принял новую редакцию Правил проведения клинических и клинико-лабораторных испытаний (исследований) медицинских изделий3. В обновленной редакции Правил детализировано регулирование медизделий, в частности, уточнены: ****порядок получения**** разрешения для проведения испытаний, требования к проведению испытаний, формы отчетов испытаний; основания для исключения медицинских организаций (клинических центров) из единого ****реестра**** уполномоченных организаций, имеющих право проводить исследования медицинских изделий в целях их регистрации; условия получения клинических данных для ****программного обеспечения****, являющегося медицинском изделием, и требования к техническому файлу данной продукции. Изменения вступают в силу по истечении 180 календарных дней с даты их официального опубликования 29 января 2024 года. При этом в целях сохранения непрерывности процесса предусмотрена возможность проведения клинических и клинико-лабораторных испытаний в соответствии с редакцией Правил, действовавшей ****на момент заключения договора**** с медицинской организацией. Обязательная маркировка ветпрепаратов может начаться с 1 октября Минпромторг предложил ввести ****обязательную маркировку**** ветеринарных лекарственных препаратов с 1 октября 2024 года4. Нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку ветпрепаратов (в том числе в формате наклейки) не потребует внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье. При этом препараты, произведенные до 30 сентября 2024 года включительно и не имеющие кодов маркировки, смогут продаваться ****до истечения их сроков годности****. В настоящий момент проект находится на стадии общественного обсуждения. ****NB!**** С 25 декабря 2023 года идет эксперимент по маркировке ветпрепаратов на добровольной основе, который продлится до 31 августа 2024 года. Перечень маркируемых БАД и антисептиков может быть расширен Минпромторг предложил расширить перечень БАД и антисептиков, подлежащих обязательной маркировке5. В части БАД предлагается ввести обязательную маркировку в отношении ****активированного угля и желатина****, в отношении антисептиков – ****дезинфицирующих средств для поверхностей****. В случае одобрения инициативы обязательная маркировка в отношении данных товарных групп начнется с 1 сентября 2024 года. Начат эксперимент по прослеживаемости фармсубстанций С 29 декабря 2023 г. по 31 декабря 2024 г. в России проводится эксперимент по прослеживаемости фармацевтических субстанций6. Планируется, что такая система прослеживаемости будет стимулировать отечественное производство и ****постепенно охватывать участников цепочки создания лекарственных препаратов, претендующих на преференцию в рамках государственных торгов****. При текущем регулировании производитель может осуществлять в стране лишь некоторые стадии техпроцесса создания лекарственного препарата – без синтеза молекулы. Новый же механизм ****позволяет отслеживать движение всего процесса производства лекарственного средства****. Так, появляется возможность исключить из гос. закупок производителей, которые лишь «собирают» и реализуют в стране лекарства зарубежного производства. Новые индикаторы риска для контроля оборота лекарств Росздравнадзор ****разработал восемь новых индикаторов риска для контроля оборота препаратов на фармацевтическом рынке в условиях моратория на проверки****7. Проект Постановления с перечнем новых индикаторов риска опубликован для общественного обсуждения8. По трем новым индикаторам риска основанием для внеплановой проверки Росздравнадзора станут данные о лицензиатах и заявлениях, поступающих от них. Еще пять индикаторов основаны на данных государственной системы маркировки «Честный знак». При срабатывании любого из индикаторов Росздравнадзор будет иметь право посетить участников оборота, в том числе мед. учреждения, с внеплановой проверкой при ее согласовании с прокуратурой. ****Федеральный закон № 1-ФЗ от 30.01.2024**** «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и статьи 1 и 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» Ч. 5.1 - 5.3 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» ****Решение Совета ЕЭК № 7**** «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2016 г. № 29» ****Проект Минпромторга № 144759**** «Об утверждении Правил маркировки лекарственных препаратов для ветеринарного применения средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении лекарственных препаратов для ветеринарного применения» ****Проект Минпромторга № 144743**** «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» ****Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 № 2261**** «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по прослеживаемости лекарственных средств для медицинского применения и сырья, используемого для производства лекарственных средств для медицинского применения» Подробный обзор моратория на проверки бизнеса в 2024 г. представлен в нашем ****предыдущем информационном письме.**** ****Проект № 144641**** «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 декабря 2021 г. № 1130н «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения»
13 февраля 2024
Best Lawyers 2022 рекомендует Марию Осташенко в области Интеллектуальной собственности, Информационных технологий, медиаправа и телекоммуникаций.
Chambers Europe, 2021 рекомендует Марию Осташенко в области технологий, медиа права и телекоммуникаций.
The Legal 500 Europe, Middle East & Africa 2021 рекомендует Марию Осташенко в области телекоммуникаций, медиа права и технологий.
Who’s Who Legal,Global Leader -Data - Data Privacy & Protection 2021 and Data - Information Technology 2021 and Labour & Employment 2021- рекомендует Марию Осташенко как ведущего практикующего юриста.
Best Lawyers 2021 рекомендует Марию Осташенко в области Интеллектуальной собственности, Информационных технологий, медиаправа и телекоммуникаций.
Chambers Global, 2020 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии.
Chambers Europe, 2020 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности.
The Legal 500 Europe, Middle East & Africa 2020 рекомендует Марию Осташенко в области интеллектуальной собственности, телекоммуникации, медиа и технологии, Коммерческого,Корпоративного права и M&A.
Who’s Who Legal 2019 рекомендует Марию Осташенко в области защиты данных, трудового права и информационных технологий.
Для улучшения работы сайта, а также и в некоторых иных целях, описанных в Политике конфиденциальности, мы используем файлы cookies. Проставляя отметку, Вы соглашаетесь на использование файлов cookies. В противном случае мы будем использовать только технические файлы cookies, которые необходимы для правильного функционирования сайта.
Принять