В течении 2017-2018 гг. Федеральная Антимонопольная Служба («ФАС») уделяла пристальное внимание рекламе безрецептурных лекарств и выявила большое количество нарушений законодательства о рекламе фармацевтическими компаниями.
В данных условиях в конце 2018 г. ФАС в сотрудничестве с Ассоциацией международных фармацевтических производителей и другими представителями фармацевтического рынка разработали Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств («Рекомендации»).
Указанные Рекомендации были разработаны на основе анализа судебной практики и практики ФАС последних лет и содержат важные подходы ФАС к спорным вопросам, которые возникают в рекламе безрецептурных лекарственных средств в России.
Ожидается, что при рассмотрении последующих дел ФАС будет руководствоваться указанными Рекомендациями, что весьма ценно при производстве и оценке рекламы лекарственных средств.
Для вашего удобства мы подготовили краткое изложение наиболее важных рекомендаций, которые следует принять во внимание.
Реклама является недостоверной в случае, если характеристики терапевтического действия, информация о лечебном эффекте и лечебных свойствах не подтверждаются:
утверждённой инструкцией по применению;
стандартами медицинской помощи и другими документами, утверждёнными Минздравом.
Согласно Рекомендациям, разрешается использовать общеупотребительные слова, например, «насморк, кашель, простуда», при условии, что их медицинские синонимы содержатся в инструкции по применению.
Российское законодательство запрещает гарантировать положительное действие рекламируемого лекарственного средства. В то же время допускается указание на терапевтические свойства лекарственного препарата и на эффект от взаимодействия с организмом пациента. ФАС рекомендует использовать слова и выражения, которые указывают на процесс, а не на результат действия. При этом важно, чтобы эти свойства лекарства соответствовали инструкции.
Допустимо использовать следующие формулировки:
Глаголы / глагольные формы несовершенного вида, указывающие на процесс (лечит, способствует лечению, воздействует на симптомы, помогает облегчить симптомы и т.д.);
Существительные / словосочетания, не указывающие на неизбежное наступление результата (заболевание, симптомы (включая конкретные виды симптомов), помогает (способствует) восстановлению);
Указывание на время всасывания в единицах (в течении двух минут препарат начинает всасываться);
Указания на показания и свойства (для снятия боли, направлен на лечение, обладает спазмолитическим эффектом).
Недопустимо использование слов «быстро», «мгновенно», «моментально» при характеристике времени терапевтического действия, лечебного эффекта, лечебных свойств. В отношении других характеристик препарата использование этих слов допустимо, например, «быстро растворяется», «долго хранится».
В соответствие с российским законодательством запрещается убеждать здорового человека применять рекламируемые лекарства. Если препарат используется не только для лечения, но и для профилактики, то это должно быть прямо указано. Недопустимо использовать следующие выражения:* «всем следует применять», «у очень многих часто возникает»*.
В рекламе запрещается использовать утверждения или предположения о наличии заболевания или симптомов заболеваний у потребителя рекламы. Например, недопустимыми являются следующие выражения:
Кашляете?
Чихаете?
Головная боль?
Кажется, вы заболеваете…
Вы больны гриппом и т.д.
Можно упоминать симптомы, которые указаны в самой инструкции по применению, например, «при кашле», «при простуде». Также разрешено использовать информацию о цели или намерении облегчить симптом, например, «чтобы кашель прошёл».
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной. Если Вы или кто-то из Ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.
Практики: Фармацевтика и Здравоохранение
Примечание: Обращаем Ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.
Надеемся, предоставленная информация окажется для Вас полезной.